|
дит это время кризиса, в соответствии ли с генетическим ритмом
биологического развития, приносящего такие кризисы, как переходный возраст, или
в соответствии с сугубо индивидуальным развертыванием судьбы, слабость личности
подчеркивается. Время и приблизительные общие обстоятельства кризиса могут быть
указаны астрологией. Но ни один астролог не способен сказать с уверенностью,
каким будет результат кризиса.
Если комплекс является результатом кризиса, то в этом смысле астрология не
умеет определять, имеет ли и будет ли иметь данная личность определенные
комплексы. Неправильным было бы даже соразмерять относительную силу человека и
жизненных событий, с которыми он сталкивается, ведь это было бы рассмотрением
ситуации как борьбы двух сил и поэтому негативным подходом.
Надо сказать, что большинство людей все же следует такому негативному подходу к
своим кризисам. Следовательно, в большинстве случаев люди в той или иной
степени переживают чувство поражения, которое при возобновлении ведет к
формированию комплекса; но ни один астролог не может (во всяком случае по одной
только карте рождения) сказать, что данный человек будет реагировать
отрицательно, ибо даже наихудшие сочетания астрологических факторов могут
вместо этого вызвать из глубин Я творческие силы и заставить человека
переориентировать сознание и волю в направлении позитивного их использования.
И тогда, будучи по видимости разбит в соревновании с жизнью, человек, тем не
менее, одерживает духовную победу. Приобрести комплекс, значит принять
поражение от преобладающих сил. Но для того, кто видит поражение только в
невозможности роста, в невозможности учиться и актуализировать свою духовную
потенциальность, нет комплексов, есть только усталость. Его внимание
сосредоточено на внутреннем творчестве, а не на сравнении сил своего организма
с ударами жизни. Он использует весь жизненный опыт как пьедестал для творческой
демонстрации внутреннего духа. И крест Голгофы оказывается гораздо более
эффективным пьедесталом, чем богатство, публичная известность или личное
счастье.
Глава II
Комплексы, затрагивающие корни индивидуального существования
В первой главе я определил комплексы как относительно автономные группы жестко
закрепившихся и неподатливых психических содержаний (идей, чувств, ощущений),
которые существуют в личности главным образом в бессознательном состоянии и
способны вмешиваться в ее реакции на определенный тип нового опыта или даже
полностью управлять ими. Я добавил, что источником всех комплексов являются
страх и чувство поражения или неполноценности, что эти био-психологические
эмоциональные реакции на переживаемые (или предполагаемые) события возникают,
когда человек придерживается негативного отношения к жизни, отношения,
основанного на представлении себя слабым существом, которому противостоят
значительно более мощные природные энергии Вселенной, где все решается
столкновением сил. Считает ли человек себя просто физическим телом, ведомым
простыми инстинктами, или био-психическим организмом, которым управляет
(насколько это возможно) сознательное эго, так или иначе, нормально он
органическое целое; а существенной характеристикой всякого органического целого
является то, что его деятельность мотивируется (сознательно или бессознательно)
немногими основными функциями.
Все организмы располагают несколькими видами функциональной деятельности,
каждый из которых способствует удовлетворению одной из потребностей,
необходимых для организменного существования. На уровне тела эти виды
функциональной деятельности выполняются специализированными органами или
системами такими, как дыхательная, кровеносная или нервная системы, органы
пищеварения, эндокринные и воспроизводящие железы и т.п. Им соответствуют
определенные психические проявления и обертоны. Мы называем их главными
побуждениями во внутренней жизни личности. Эти побуждения могут целиком
определяться физиологическими инстинктами, но могут обрести и новые,
трансцендентные или абстрактные, характеристики путем сознательного развития на
ментальном уровне хотя бы относительной независимости от бессознательной,
принудительной природы инстинктов. Иными словами, основные виды функциональной
деятельности биологического уровня могут стать индивидуализированными и
сознательными, а значит все более подчиненными диктату эго, этому владыке в
царстве индивидуализированного сознания. Они осознаются, оцениваются или
превращаются в эмоции и понятия, идеалы и символы.
В то время как основных инстинктов на уровне функционирования тела сравнительно
немного, соответствующие психические побуждения могут развиваться во множестве
вариантов, бесконечно видоизменяющихсяся под воздействием коллективной культуры
и социальных идеологий, равно как иза счет индивидуального воображения.
Воображение это в основе своей способность трансформировать биологические
инстинкты в множество символических действий и значимых образов, создавать
запутанные драмы, ритуалы, комедии (а также сновидения) из субстанции
биологических, а затем социальных действий, посредством которых реализуются
основные функции человеческой жизни. Достаточно вспомнить, какими сложными,
тонкими и непрямыми путями выражается простая в основе своей тема сексуальной
деятельности, как она развивается в мириадах культурных и индивидуальных
вариаций, и мы увидим, ка
|
|