|
тсутствия родительского
примера, руководства и любви - любви, которая означает бессознательную передачу
психической энергии-субстанции от родителей к ребенку и вызывает в ответ
стимуляцию соответствующей функции ребенка.
При наличии зоны психической пустоты (или атрофированной функции) другая
функция переразвивается ненормальным образом; разрушение же функции означает,
что, когда юный человек встретится с жизненной ситуацией, требующей применения
неразвитой функции, он почувствует себя в данном отношении неполноценным,
лишенным необходимой динамической силы. Ему придется встречать событие без
концентрации воли, ума или способности чувствования (то есть незрелым образом)
или без организменной целостности. Это вызывает в нем пораженческое отношение,
слабость перед лицом превосходящей силы. Он шокирован и повергнут в уныние
своей слабостью единственное, что ему остается видеть, это борьба неравных сил.
Он не умеет сосредоточиться на позитивном подходе к опыту, то есть на
качественном развитии своей собственной индивидуальности, будь то успешный с
внешней точки зрения опыт, или болезненный, или рождающий внутреннее отупение.
Согласно популярному представлению о материнском комплексе, он выражается в
преувеличенной привязанности к матери и в зависимости от матери. Это лишь
отчасти верно, потому что о материнском комплексе можно говорить и в том случае,
когда юноша, не имевший материнской любви и руководства (независимо от того,
была с ним реальная мать или нет), непрестанно ищет способа заполнить
внутреннюю пустоту, образовавшуюся из-за этого. Бывает и так, что глубоко
обиженный и бунтующий против матери юноша бессознательно оставляет в душе
уголок, охваченный болезненным омрачением и горечью. Если потребность ребенка и
подростка в матери в значительной степени не удовлетворялась, у юноши возникает
стремление перенести неудовлетворенное желание с конкретной матери, которая не
справилась с задачей питания и стимулирования его лунной функции, на
трансцендентный образ материнства. Этот образ будет искать себе воплощения, как
это происходит с любым идеалом или желанием. Воплощение может быть найдено в
универсальном или коллективном факторе таком, как родная земля, море, церковь,
квази-религиозная партия, или в любом социально-гуманитарном Деле, способном
психически окутать юношу как трансцендентальная утроба и обеспечить внутреннее
чувство безопасности, эмоциональной стимуляции дружеских отношений, какого-либо
руководства (будь это догма и учители веры, или космический ритм смены времен
года, или что-то подобное).
Даже вера в астрологию может представлять собой трансцендентальный образ матери,
ибо в циклическом движении планет можно при желании увидеть универсальное
охранительное и руководящее влияние, посредничество между хаосом земных событий
и эго, в котором нарушено, фрустрировано развитие функции Луны. Здесь, однако,
может быть и нечто большее, ибо со стимуляцией чувства универсального порядка и
космического закона вовлекается отцовская функция. Также и Церковь является
духовной матерью (как часто подчеркивают католические апологеты), но вместе с
тем Закон Божий и Пророки (а также усиливающийся благодаря им авторитет папы)
трансцендентное выражение образа отца.
Для ребенка мать таит в себе любящую заботу, но в то же время обнаруживает
авторитет родительского принципа Закона; так же и универсальная Великая Мать в
чьих недрах мистики и люди, жаждущие так называемого космического сознания
(которое не является ни реальным сознанием, ни действительно космическим),
стремятся растворить свое нереализованное или чрезмерное чувство формы и
индивидуальности (функцию Сатурна) таит и обнаруживает Божью волю. Кто
воспевает свершение судьбы или Божьего Плана, тот демонстрирует трансформацию
своего образа отца в космический закон (символом которого служит циклическое
движение небесных тел), в сатурнического законодателя или Бога Иегову. А кто
превозносит общество святых или религию человечества, тот обнаруживает
коллективизацию и расширение своего образа матери, за которым виднеются
очертания универсализированного отцовского принципа.
Есть множество форм Великой Матери и Универсального Отца на самых разных
уровнях. И было бы огромной ошибкой говорить, что это множество форм есть всего
лишь выражение материнского или отцовского комплексов в том смысле, в каком мы
здесь употребляем термин комплекс. Универсализация и трансценденция функций
отца и матери не только ценный, но существенно необходимый процесс в общей
эволюции сознания и внутренних сил человека.
Биологическое должно быть поднято до духовно-ментального навстречу нисхождению
творческого духа, универсального идео-динамического фактора. Мы можем
представить себе этот подъем как восхождение по звукоряду до следующей октавы и
некоторые астрологи очень любят употреблять понятие октавы в обсуждении
планетных характеристик. Мы можем соотнести это с идеалом индийских йогов,
подъемом Кундалини от корня спинного хребта (сатурнический центр) к голове
(трансцендентный лунный центр, который начинает принимать духовный поток
божественного сознания через Тысячелепестковый центр, астрально представляющий
мириады извилин мозга). Под всеми именами и образами выступает одна и та же
реальность.
Различается лишь мера акцентированности отцовского и материнского принципов, а
также восходящего и нисходящего . В Индии подчеркивался материнский принцип и
процесс подъема личностного до универсального. На Западе же, благодаря
иудейской и до-иудейской традиции, унаследованной христианством, акцент падает
на отцовский принц
|
|