Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Клавдий Птолемей :: КЛАВДИЙ ПТОЛЕМЕЙ - Альмагест ИЛИ Математическое сочинение в тринадцати книгах
<<-[Весь Текст]
Страница: из 654
 <<-
 
р.320 ]; все наблюдения, цитируемые Птолемеем из древних списков, прошли,
по-видимому, предварительную обработку Гиппарха.
   В своей модификации древнеегипетского календаря Птолемей использует
полуденную эпоху для определения момента смены даты. Основания для
ее введения обсуждаются в кн.Ш, гл.9, с. 101,102. Они носят чисто
астрономический характер. Согласно Птолемею, отсчет суток относительно
горизонта по восходу или заходу Солнца (и связанные с этим восходная
и заходная эпохи суток) неудобен вследствие сезонных и широтных
колебаний моментов восходов и заходов, тогда как прохождения Солнца
через меридиан имеют незначительные отклонения от средних значений
(обусловленные солнечной аномалией) и не зависят от изменения гео-
графической широты. Но в записях наблюдений, которыми пользовались
Птолемей и его предшественники, даты нередко фиксировались в граждан-
ском календаре, где была принята либо заходная система (как в лунных
календарях, где основное событие — первая видимость серпа Луны вечером),
либо восходная система (как в древнеегипетском гражданском календаре).
Перед астрономами, таким образом, стояла задача приведения наблюдений
к единой эпохе суток.
     Сообщение Птолемея подтверждается клинописными источниками. Самый ранний —
вавилонский астрономический дневник, содержащий записи наблюдений, датируется 
-651 г.
[Sachs, Hunger, 1988, p.42-46], но хронологически фиксированные наблюдения 
производились,
вероятно, уже в середине VIII в. до н.э. [LBAT, Р.XXXI]. Дополнительное 
подтверждение
этому — три вавилонских лунных затмения, которые приводит Птолемей (KH.IV, ГЛ.
6),
датируемые 27 и 28 годами эры Набонассара (-720 март 19; -719, март 8; -719, 
сент. 1).
Можно думать, что с середины VIII в. до н.э. наблюдения в Месопотамии 
хронологически
фиксировались, так что астроном более позднего времени всегда мог сказать, 
какое число суток
прошло от интересующего его древнего наблюдения до его эпохи. Обсуждение данной 
проблемы
см. [Тоотег, 1988, Р.359-360; Куртик, 1989, с.41-42]. Эра Набонассара играла, 
по-видимому,
важную роль в истории не только античной астрономии, но и самой Месопотамии 
[Hallo,
1988].
     4 В эллинистический период двойные датировки употреблялись и в не 
связанных с
астрономией областях [НАМА, р. 1068].
   Обе системы (восходная и заходная) использовались в эллинистическом
Египте и Греции параллельно. При этом дневные наблюдения приходились
на одну и ту же дату, а ночные датировались по-разному: как «день п»
в восходной системе и «день п + 1» в заходной. Чтобы избежать
неопределенности, приводили обе даты. Такой практике следовал, по-видимо-
му, уже Гиппарх4. Птолемей приводит много двойных дат типа «месяц
N, день п/п + 1», причем только для ночных наблюдений. Первое число в
них обозначает номер дня в египетском месяце, если считать дни от восхода
Солнца. Второе число означает, что в заходной системе ночь, о которой
идет речь, относится к суткам с номером п + 1. Птолемей, как житель
Египта, в своей повседневной практике, несомненно, пользовался древне-
египетским календарем, в котором дата изменялась при восходе Солнца.
Поэтому в «Альмагесте» для дневных (и некоторых ночных) наблюдений
даты всегда приводятся в восходной системе.
   
   У Птолемея необходимо также различать датировки наблюдений и
пересчитанные даты, связанные с необходимостью производить вычисления
по таблицам. Наблюдения датируются, как правило, с использованием либо
восходной системы, либо двойных дат. Полуденная же эпоха используется
только для приведения зафиксированных в источниках дат к единой
хронологической шкале с фиксированным началом (относительно которого
в таблицах указаны положения Солнца, Луны и планет). Полуденная
эпоха — это фундаментальная эпоха всех птолемеевых эфемерид5.
    Год наблюдений Птолемей определяет двумя способами — чаще всего
как соответствующий год эры Набонассара, но иногда также как год
правления какого-либо царя. Последний способ предполагает наличие списка
царей, где были бы указаны годы их правления. Такой список, известный
под названием «Царского канона», включен Птолемеем в его «Подручные
таблицы». В нем для каждого царя указано целое число лет правления в
египетских годах и число лет, соответствующих концу правления царя от
начала эры Набонассара.
    Первый год правления каждого царя, насколько можно судить по
независимым источникам, начинался 1-го числа месяца тот того года, в
котором действительно началось правление, то есть год, не полностью
прожитый  царем,   в  этом  списке  считался  первым  годом  правления
следующего царя [Halma, 1822, р. 139—143 ]6.
   Мы приводим здесь современную реконструкцию «Царского канона»,
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 654
 <<-