|
переводе XII в. с арабского, причем утеряны начало и конец этого
Описание и анализ методов картографического проецирования Птолемея см.
[Нейгебауэр,
1968, с.208-212; НАМА, р.880-885; Тоотег, 1975, р. 198-200].
21 Греческий текст см. [Nobbe, 1843-1845]; собрание древних карт см.
[Fischer, 1932];
перевод на английский см. [Stevenson, 1932]; перевод отдельных глав на русский
язык см.
[Боднарский, 1953; Латышев, 1948]; более подробную библиографию, касающуюся
«Географии»
Птолемея, см. [НАМА; Тоотег, 1975, р.205], см. также [Брошитэн, 1988, с.
136-153];
о географической традиции в странах ислама, восходящей к Птолемею, см.
[Крачковский, 1957].
22
Критическое издание текста см. [Lejeune, 1956]; описания и анализ см.
[НАМА, р.892-896;
Бронштэн, 1988, с. 153-161]. Более полную библиографию см. [Тоотег, 1975, р.
205].
произведения . Она написана в русле древней традиции, представленной
трудами Евклида, Архимеда, Герона и др., но, как и всегда, подход Птолемея
отличается оригинальностью. В книгах I (которая не сохранилась) и II
рассматривается общая теория зрения. В ее основе три постулата: а) процесс
зрения определяется лучами, которые исходят из глаза человека и как бы
ощупывают предмет; б) цвет есть качество, присущее самим предметам;
в) цвет и свет в равной степени необходимы, чтобы сделать предмет
видимым. Птолемей утверждает также, что процесс зрения происходит по
прямой линии. В книгах III и IV рассматривается теория отражения от
зеркал — геометрическая оптика, или катоптрика, если использовать
греческий термин. Изложение ведется с математической строгостью.
Теоретические положения доказываются экспериментально. Здесь же обсуж-
дается проблема бинокулярного зрения, рассматриваются зеркала различной
формы, в том числе сферическое и цилиндрическое. Книга V посвящена
рефракции; в ней исследуется преломление при прохождении света через
среды воздух-вода, вода-стекло, воздух-стекло при помощи специально
сконструированного для этой цели прибора. Результаты, полученные
Птолемеем, достаточно хорошо соответствуют закону преломления Снел-
sin а п\ а
лиуса = —, где сс — угол падения, р — угол преломления, п^, «2 —
коэффициенты преломления соответственно в первой и второй средах. В
конце сохранившейся части книги V обсуждается астрономическая реф-
ракция.
«Гармоники» ('Apuovucd)— небольшая работа Птолемея в трех книгах,
посвященная музыкальной теории. В ней рассматриваются математические
интервалы между нотами, согласно различным греческим школам. Птолемей
сравнивает учение пифагорейцев, которые, по его мнению, придавали особое
значение математическим аспектам теории в ущерб опыту, и учение
Аристоксена (IV в. н.э.), который действовал противоположным образом.
Сам Птолемей стремится создать теорию, совмещающую достоинства обоих
направлений, т.е. строго математическую и одновременно учитывающую
данные опыта. В книге III, дошедшей до нас не полностью, рассматриваются
приложения музыкальной теории в астрономии и астрологии, в том числе,
по-видимому, музыкальная гармония планетных сфер. Согласно Порфирию
(III в. н.э.), содержание «Гармоник» Птолемей заимствовал большей частью
из работ александрийского грамматика второй половины I в. н.э. Дидима .
С именем Птолемея связывают также целый ряд менее известных
произведений. В их числе трактат по философии «О способностях суждения
и принятия решения» (Пер1 Kpvrnpiov код чуецоу1кои)24, в котором излагаются
идеи в основном перипатетической и стоической философии, небольшое
астрологическое сочинение «Плод» (Картшс,), известное в латинском переводе
под названием «Centiloquium» или «Fructus», которое включало сто
-25
23 • >
Греческий текст см. [During, 1930]; немецкий перевод с комментариями см.
[During,
1934]; астрономические аспекты музыкальной теории Птолемея см. [НАМА, р.
931-934]. Краткий
очерк музыкальной теории греков см. [Жмудь, 1994, с.213-238].
24
Греческий текст см. [Lammert, 1952]; более подробное описание см.
[Waerden, 1959,
Col. 1954-1858]. Подробный анализ философских воззрений Птолемея см. [Boll,
1894, S.66—111].
25
Греческий текст см. [Boer, 1952]; однако, по мнению О.Нейгебауэра и
других
исследователей, не существует серьезных оснований для приписывания этого
произведения
Птолемею [НАМА, р.897; Haskins, 1924, р.68 и сл.].
|
|