|
ого Гермеса "Трижды великим"
(Трисмегистом).
На рубеже древности и эллинизма сложились и герметические науки,
изучающие явления одних планов (уровней) бытия по их проявлениям на
других согласно принципу подобия. Этот принцип, иначе называемый
законом подобия (или аналогии, симпатии), был, по преданию, открыт
самим Гермесом Трисмегистом и выражен в знаменитой формуле: "То, что
внизу, подобно тому, что наверху".
Эпоха эллинизма вообще представляет собой своего рода водораздел
между древним и новым мiром. Почему - это мы после рассмотрим. Когда
это было - считайте от Александра Македонского: 333 год до н.э., drei
- drei - drei, bei Issos Keilerei, как заучивали немецкие гимназисты,
победа при Иссе.
Те, кто жили до этой эпохи, представляются нам людьми
довольно дикими или по меньшей мере странными. Чтобы в этом
убедиться, достаточно попробовать почитать книги Ветхого Завета,
написанные до эпохи Александра или, если уж быть точным, до
Ездры и его ученика Неемии (V в. до н.э.). Современный человек
не понимает той логики, которой руководствовались авторы этих
книг и их герои. Как сказал однажды Виктор Васильевич Бычков,
философ и историк культуры, "все время кажется, что это были
инопланетяне". Наша логика начинается с Экклезиаста.
Позже к Гермесу как ученому, обладателю тайного
знания, обратились гностики. Климент Александрийский (III
в. н.э.) считал его автором целых 42 трудов астролого-
космографического и религиозного содержания. В греческих и
латинских изложениях до нас дошли: "О природе богов" (De
natura deorum), "Пимандр или о могуществе и мудрости
Божией" (Poimandres sive de potestate et sapientia Dei) и
знаменитая "Изумрудная скрижаль" (Tabula smaragdina).
Подробнее см., напр., Агапова З. Гермес - бог познания
земли и неба. Альманах "Гермес", М., 1992.
Таким образом, под ГЕРМЕТИЗМОМ люди той эпохи понимали учение,
возникшее как признание наличия скрытой, непознаваемой сущности
вещей, открытой лишь посвященным. Слово же ЭЗОТЕРИЗМ стали примерять
к себе христианские иерархи: себя они считали эзотериками, и не без
оснований - какое учение может быть эзотеричнее веро-учения? - а
всех остальных, включая царей, - экзотериками. Недаром даже Святой
Константин, память которого вместе с его матерью Еленой ныне
отмечается Православной церковью 21 мая ст.ст. (3 июня), в документах
Никейского собора (325) именуется `o 'episkopos twn 'exoterikwn -
"владыка внешних".
Герметизм как учение и как термин дожил до рубежа предыдущего и
нынешнего тысячелетий, то есть до Великой схизмы 1054 г., когда
римский папа (Лев IX) и константинопольский Патриарх (Михаил
Кируларий) заочно прокляли друг друга. XI век вообще был периодом
окончательного оформления д о г м ы во всех трех мiровых
религиях - иудаизме, христианстве и мусульманстве.
Последствий от этого было много, для нас же важно вот что. Если
оформилась догма, значит, оформилось и представление о том, что к ней
не относится, понятие догмы и не-догмы. Прежде знание хотя бы основ
герметизма считалось признаком образованности, эрудиции. В гороскопы
можно было верить или не верить, но составлять их умели - в этом
признается, например, замечательный византийский писатель и
царедворец Михаил Пселл (1018-78), современник великой схизмы. Теперь
же это знание стало порочным, поганым ("языческим", от лат. paganus).
Право на связь с мiром невидимым было монополизировано церковью, все
прочие эзотерики превратились в соперников, конкурентов, расправа с
которыми не заставила себя ждать - начиналась эпоха сожжения ведьм.
Герметизм вкупе со всем прочим античным наследием был обьявлен
дьявольщиной и забыт.
Возродился он, впрочем, очень скоро, и тоже вместе со всем
античным наследием, но уже под другим названием: ОККУЛЬТИЗМ.
Слово ОККУЛЬТИЗМ происходит от лат. occultus, "скрытый" и
обозначает все то же учение о существовании скрытой взаимосвязи между
событиями и явлениями, не объяснимой полностью ни с точки зрения
канонического богословия, ни с точки зрения рациональной науки.
В XII в. рабби Авраам бен Давид из Толедо собрал древние
тексты, кое-что дописал сам и представил мiру первый свод учения
Каббалы. В XIII в. граф Больштедт, он же Альберт Великий, сложил
с себя сан епископа и стал учителем оккультных наук. В XIV веке
Раймонд Луллий создал свою Ars Magna
|
|