|
анить свои основные черты на протяжении тысячелетий
(!), тогда как в Европе за это время их сменились десятки, если не
сотни.
Вообще книга Кобзева (Учение о символах и числах в
китайской классической философии. М., "Вост. лит.", 1994)
представляет собой очень подробный и точный источник информации
о китайской модели мiра. В сокращенном виде эта информация
изложена в его же статье "Особенности философской и научной
методологии в традиционном Китае", напечатанной в сб.: Этика и
ритуал в традиционном Китае, М., "Наука", 1988.
В определенной мере это связано, конечно, и с особенностями
китайского языка, ведь язык - основа мышления. Так, в китайском языке
нет глагола-связки "быть", как в большинстве европейских.
Даже в русском она еще присутствует, хотя и в усеченном
виде: в настоящем времени мы уже не говорим "аз есмь", как
говорили древние русичи или как сейчас поляки - jestem
poliacem, и в прошедшем времени она тоже потерялась: мы говорим
"я бегал", а не "я беше сум бегал", как сербы. Однако подобное
развитие русского языка в сочетании с представлением о роли
России-Водолея в наступающей эре Водолея вселяет надежду, что
именно мы сможем лучше или по крайней мере скорее понять Китай,
чем жители Запада.
Поэтому вопросы, столь занимавшие и продолжающие занимать
носителей европейских языков - эссенция и экзистенция, бытие и
инобытие, единосущность и подобосущность, то есть терминов,
образованных в европейских языках путем субстантивации разл. форм
глагола "быть", - в китайской философии даже не ставились. Китайцы, а
вслед за ними жители остальных стран ареала различали лишь
существование и отсутствие такового. Если вещь существует, ее можно
выразить словами. Если она не существует, она невыразима. А
невыразимое можно выразить лишь путем умолчания... Вот истоки
"культуры тишины" у японцев.
Пятерка и десятка
Но вернемся к модели мiра. "От Истины рожден Один, от Одного
родились Два, из Двух образовались Три, из Трех - все множество
вещей", как сказано в книге "Дао Дэ Цзин". Два и три в сумме дают
пять - пять сторон света: восток, юг, запад, север и середина.
Соответственно этому распределяются стихии или первоэлементы природы:
восток - дерево - синий (зеленый) - Юпитер
юг - огонь - красный - Марс
середина - земля - желтый - Сатурн
запад - металл - белый - Венера
север - вода - черный - Меркурий
Причем это - именно эзотерический порядок перечисления стихий:
таков он и в календаре, и в разного рода философских экспозициях. Для
объяснения явлений природы и процессов, происходящих в обществе,
применялся другой порядок: земля, вода, огонь, металл, дерево.
Со сторонами света связываются определенные цвета, а также
планеты Солнечной системы. Их можно изобразить в виде обычной "розы
ветров", разместив "землю" в середине:
Это - т.н. "Светлый престол" (Мин
Тан), основная классификационная
+-----------+ схема. Если учесть и промежуточные
| | S | | "румбы" (SW, NW и т.д.), то получится
|---+---+---| полный или девятичленный Мин Тан,
| O | M | W | магический квадрат 3 х 3, эннеаграмма.
|---+---+---| Недаром говорят: "посредством троек
| | N | | упорядочивают пятерки". Так выглядит,
+-----------+ кстати, и натальная карта в китайской
астрологии.
Ту же схему можно изобразить и в виде пентаграммы:
красный ОГОНЬ Марс
юг
сердце - тонкий к.
(три обог. - перикард)
/\
синий ДЕРЕВО Юпитер _ _ _ _ желтый ЗЕМЛЯ Сатурн
восток . . середина
печень - желчный п. . желудок - селезенка
. .
черный ВОДА Меркурий белый МЕТАЛЛ Венера
север запад
почки - мочевой п. легкие - толстый к.
Отсюда - "Пять кладовых
|
|