|
редставленным в древнейших слоях
Авесты, однако ее каноническая редакция не старше эпохи Ездры.
В существовании принца Шакьямуни, он же Гаутама Будда,
историки сомневаются меньше, а реальность Конфуция, кажется, ни
у кого не вызывает сомнений, хотя личность его современника
Лао-цзы до сих пор вызывает споры.
Именно несовершенство древних книг сделало их впоследствии
богатейшим источником эзотерических учений. Ведь в этих учениях
главное - толкование, а толковать лакунарные, многократно
отредактированные тексты, содержащие к тому же множество забытых или
изменивших свое значение слов, можно очень широко.
Недаром замечательный эзотерик и крупнейший философ нашего
времени, Петр Демьянович Успенский, сумел так истолковать
Четвероевангелие, что у читателя сомнений не остается: Иисус был не
божеством и не религиозным деятелем, а учителем-эзотериком наподобие
Аполлония Тианского или того же Будды (Новая модель Вселенной. СПб.,
1993, гл. 4).
Именно в период эры Овна, особенно во второй ее половине,
выделяются лица, обладающие "сверхъестественными" способностями, то
есть вступающие в непосредственный контакт с Богом в форме
откровения, пользуясь термином древних, или попросту дающие себе
труд задуматься над закономерностями мiра и человека, если подойти к
этому с точки зрения эзотерической философии. Их можно разделить на
три категории: 1) цари и первосвященники, обладающие ими как бы по
определению; 2) пророки, несколько веков спустя заслужившие
признание, и 3) маги (лжепророки), несколько веков спустя заслужившие
осуждение. Причем в дни их действия разница между вторыми и третьими
отсутствует: современники не в состоянии оценить, кто из объявивших
себя пророками говорит правду.
Кстати о правде и истине. В русском языке это не синонимы,
хотя в наше время оба эти слова часто путают. Если "истина" -
это то, что есть, "естина", то "правда" - это ЗАКОН (вспомните
"Русскую Правду" - свод законов Киевской Руси). Недаром Понтий
Пилат спрашивает у Иисуса не "что есть правда" (закон-то он
знал), а "что есть истина". Так что название газеты "Правда"
означало совсем не то, о чем думали ее основатели, взяв такое
название.
О понятии истины в других языках есть хорошее, хотя и
краткое исследование у П. Флоренского (Столп и утверждение
истины. СПб., 1915). Так, если в еврейском языке истина (Emeth)
происходит от корня AMAN - "быть крепким", в переносном значении
"верным", отсюда "аминь", то в греческом это 'alhtheya,
отрицание a + lhthos (lathos), "ошибка", т.е. "безошибочный". У
римлян же это прежде всего юридический термин (veritas),
означающий истинное суждение как антоним ложного (ср true и
false в алгебре Буля и нынешней компьютерной логике), но
восходит оно все к тем же verenda - вспомните древнюю клятву.
Звание пророка присваивается лишь ретроспективно, и лишь тем,
чья проповедь соответствует велению времени (нем. Zeitgeist) или хотя
бы велению правящего государя. Однако и писания лжепророков
сохраняются - правда, частью случайно, - чтобы потом стать материалом
к размышлению для многочисленных разного рода сект, которые и
появляются за два-три столетия до начала нашей эры (сифиане, фарисеи,
саддукеи, иессеи). Но принадлежат они уже к эре Рыб.
В это время наконец начинают развиваться отдельные эзотерические
дисциплины, в первую очередь астрология и гадание. Первоначально они
служили не индивидуальным потребностям человека, а были, так сказать,
одним из орудий государственной политики. Составляются гороскопы
царей и государств, новые города закладываются в специально выбранный
день. В Китае врачи, астрологи и гадатели состояли на императорской
службе наравне с писцами и другими чиновниками.
Во второй половине эры Овна (I тыс. до н.э.) крупнейшим центром
развития эзотерической мысли становится Вавилон. Именно там
разрабатывается математика на основе 10, 20 и 60-ричной системы
счисления, принципы нумерологии. Там же был составлен и первый (из
известных) индивидуальный гороскоп - для какого-то царедворца, но
все-таки уже не для царя (410 до н.э.).
В VI в. до н.э. астрология и нумерология проникают из Вавилона
в Грецию. Открывает свою школу Пифагор. Начинается переработка
древних текстов: наряду с сакральным в них вкладывается и философский
смысл. Ведь и философия в нашем понимании начинается только с этого
времени (Сократ, Платон).
И, наконец, последние три века до нашей эры даю
|
|