|
ления народов.
Вообще переселения народов явно способствовали прогрессу
человеческого сознания, то есть ликвидации реликтов сознания старых
эр и развитию новых. Там, где такого движения не было, черты старого
могли сохраняться тысячелетиями. Переход от одной эры к другой занимает,
как уже говорилось, несколько веков, к тому же разные племена пускались
в путь в разное время; поэтому для нас важна не столько точная
датировка, сколько общая картина.
Почему, кстати, они переселялись?
Долгое время в западной, а тем более в советско-марксистской
науке (Энгельс Ф., Анти-Дюринг) господствовало мнение, что: 1) дикие
народы "съедали" все, что могла дать им родная местность, и
отправлялись на поиски новых мест пропитания; 2) жители климатически
неблагоприятных областей (ставших таковыми, например, в результате
оледенения) стремились в теплые края.
Не обращаясь сейчас к Арнольду Тойнби, Мирче Элиаде и другим
метаисторикам, вспомним Бориса Федоровича Поршнева, одним из первых
(еще в советское время) осмелившегося выдвинуть иное предположение:
со старых мест уходили м о л о д ы е, которым невмоготу было
больше выносить диктат старших, их слепую верность традициям и
требования покорности от младших (конфликт "отцов и детей" на самом
деле вечен). - См. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории
(Проблемы палеопсихологии. М., "Мысль", 1974.
Иное дело, что, придя на новое место, молодые создавали
свои традиции, потом сами становились старыми и все начиналось
сначала...
Итак, первые века II тыс. до н.э. В Индию и Иран с севера
вторглись индоарийцы.
Индоарийцы были светлокожими ("первая подраса пятой расы",
как говорят теософы). Они вытеснили на юг живших там темнокожих
дравидов (остатки четвертой расы) и начали создавать индийскую
культуру.
Из Месопотамии в Палестину двинулись хамиты-хананеяне (финикийцы),
неся с собой привычку к торговле и финикийский (модифицированный
аккадский) алфавит.
Их называли хамитами, потому что по традиции трое сыновей
библейского Ноя - Сим, Хам и Иафет - считаются родоначальниками
племен и даже целых групп племен. Так, Сим стал праотцем семитов,
то есть евреев и арабов, а также ряда других народов; Хам положил
начало хамитам, т.е. южным племенам, главным образом темнокожим
(эфиопы, финикийцы) - их языки, хоть и родственные семитическим,
отстоят от них уже гораздо дальше. И, наконец, яфетические
племена, потомки Иафета, жившие по берегам Черного моря и на
Кавказе (армяне, грузины и множество небольших народов).
О них и их языках писал Николай Яковлевич Марр (1864-1934),
сын шотландца и грузинки, замечательный русский лингвист, автор
необыкновенной теории системной семантики (происхождение всех слов
от четырех пракорней: сал - бер - йом - рош). Он не успел
сформулировать свою теорию, она была изложена его учениками и
очень не понравилась Сталину: "это... гадание на кофейной гуще"
(И. Сталин. Марксизм и вопросы языкознания, стр. 33).
Так что, если вам когда-нибудь в библиотеке попадутся
толстые, белые с золотом тома сочинений Н.Я. Марра, не
поленитесь и прочтите что угодно: вы найдете для себя много
интересного.
Из города Ура в Шумере поднимается со всем своим родом Авраам,
сын Фарры, и идет искать счастья в Ханаан (Финикию) - начинается
история евреев. Недаром имя "Ав-Ра'Ам" означает "Отец народа". Из
Аравии в Сирию и Месопотамию потянулись племена других семитов-
кочевников.
Однако евреи еще долго оставались примитивным кочевым
народом. Они не сразу осели в Палестине, а еще ходили в Египет,
потом возвращались, и Авраам вместе со своей женой Саррой и
братом Нахором долгое время считались богами-предками, культ
которых сохранился чуть ли не до Ассирийского пленения (VII век
до н.э.).
В Грецию опять-таки с севера вторгаются племена ахейцев -
начинается история древних греков.
Ахейцы вытеснили жившие там племена - дриопов, карийцев,
пеласгов (фелешет) - сначала на средиземноморские острова, а
потом в Африку, Малую
|
|