|
Иисусом Христом, официальную же церковь называл
"куртизанкой богачей и тиранов". Книга была запрещена, а автор
отсидел полгода в тюрьме. Приобрел известность, однако, не как один
из первых "коммунистов", а как глубокий теоретик оккультизма.
Труды:
- La Bible de la Liberte ("Библия Свободы"). Paris 1840.
- Le dogme et le rituel de la Haute Magie, v. 1-2. Paris 1856, 1861;
рус. пер. "Учение и ритуал высшей магии", тт. 1-2, СПб 1910.
- L'Histoire de la Magie. Paris 1860.
- La Clef des Grands Mysteres. Paris 1861.
- Fables et Symbols. Paris 1864.
- Le Sorcier de Mendon. Paris 1865.
- La Science des Esprits. Paris 1865.
Ему казалось, что 22 Аркана Таро были когда-то буквами
протоалфавита, которым пользовались Енох, Гермес Трисмегист и Кадм -
"мудрецы первых веков мiра". Таким образом, это не буквы первого
алфавита (древнеегипетского) были развернуты в арканы, а арканы
свернуты в буквы (вот еще один пример ретроспективной достройки)...
ЕНОХ (Henoch, евр. "Посвященный"): ветхозаветный патриарх, сын
Иареда, отец Мафусаила. В Коране упоминается как Идрис, "Знающий"
(19:57б 58); ему приписывают начало науки и изобретение письмен.
Историки оккультизма часто отождествляют его с Гермесом-Тотом. За
праведную жизнь был взят живым на небо (Быт. 5:21-24). По легенде,
написал книгу, которую его правнук Ной спас от потопа. Апокр. Книга
Еноха содержит 108 глав и повествует об ангелах, вступавших в брак с
живыми девушками; своих детей, родившихся от этого брака, ангелы
научили астрологии, магии и другим эзотерич. наукам. Анализ текста
показывает, что книга возникла не ранее II в. до н.э. В рус.
переводе издана в 1888 г. в Казани. См. тж. Порфирьев И.
Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань,
1873.
КАДМ (Kadmos): сын Агенора, царя Тира (или Сидона), основатель
г. Фивы в Беотии. В месте, указанном ему дельфийским оракулом для
основания города, убил дракона (или змея), из зубов которого выросли
солдаты. Почти все они перебили друг друга; пятеро оставшихся стали
основателями знатных спартанских родов. Считается изобретателем
греческого алфавита.
ГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТ (греч. Trismegistos, "Трижды великий"): имя,
данное греками Тоту (Дхути), древнеегипетскому богу мудрости и
письма, отождествленному ими со своим богом Гермесом. Первоначально
это (или подобное) имя носил некий маг и ученый эпохи
додинастического Египта (середина III тыс. до н.э.), возможно, жрец
культа лунного бога, позже сам объявленный богом. Центром лунного
культа Гермеса-Тота был г. Гермополь. Позже к Гермесу как ученому,
обладателю тайного знания, вернулись гностики. Климент
Александрийский (III в. н.э.) считал его автором 42 трудов
астролого-космографического и религиозного содержания. В греческих и
латинских изложениях до нас дошли: "О природе богов" (De natura
deorum), "Пимандр или о могуществе и мудрости Божией" (Poemander sive
de potestate et sapientia Dei) и знаменитая "Изумрудная скрижаль"
(Tabula smaragdina). Подробнее см., напр., Агапова З. Гермес - бог
познания земли и неба. Альманах "Гермес", М., 1992.
Елена Петровна Блаватская утверждала даже, что нашла эту книгу.
Она называет ее Книгой Дзиан (Дан, Джанна, кит. Чан /дзен/ и санскр.
Дхьяна, "самоуглубление") и приводит ее тексты. Что это за книга и
была ли она вообще, для нас в данном случае не важно. Блаватская
ошиблась, как и до, и после нее ошибались многие, пав жертвой все
того же парадокса человеческого мышления (инволютивность): Книга Книг
достроена ретроспективно.
Ретроспективно достроены многие, если не все человеческие
теории. Взять хотя бы теорию Большого взрыва: чтобы понять историю
Вселенной, человеку была необходима гипотеза о некоем моменте начала.
Не может же что-то не иметь начала. Поэтому в истории Вселенной время
тоже течет в обратную сторону: Большим взрывом она на самом деле не
начинается, а завершается, достраивается до чего-то понятного. Конец
стал протезом начала.
Арканы и иконы
Точно так же ретроспективно достроены и карты. На самом деле они
имеют мало общего не только с древними символами, но и со своими
предшественницами: даже в XIX веке Старшие Арканы понимались иначе,
чем в XX, не говоря уже о XIII, XVII и так далее.
Мало того, ясно, что каждый человек тоже понимает их по-своему -
в меру своего тезауруса, особенностей личности, даже настроения. И
художник, рисующий карты, тоже выражает в них себя. Правда, в картах
Та
|
|