|
ИЦЗИН И ЧЕРЕПАХА
Отрывок из книги: Тринадцать врат. История эзотерических учений от Адама до
наших дней. Книга выходит в донецком издательстве “Сталкер” в январе 1997 года.
Китайский (и общевосточный) календарь складывается из двух параллельно текущих
периодов: Тянь Гань и Ди Чжи, Десяти небесных стволов и Двенадцати земных
ветвей, что в сумме дает шестидесятилетний цикл. Цикл начинается с года
Дерева-ян и Крысы (текущий такой цикл начался в 1984 году). Далее идет год
Дерева-инь и Быка, далее - Огня-ян и Тигра, и так далее. Разновеликость обоих
периодов (10 и 12) обеспечивает ротацию сочетаний первоэлементов и циклических
знаков. Точно так же чередуются статические и динамические знаки месяцев и дней
года.
Так получается основная китайская космограмма, имеющая форму Светлого престола
Минтан:
стихия дня
5
стихия месяца
3
стихия года
1
знак дня
6
знак месяца
4
знак года
2
скрытые
9
знаки
8
стихий
7
Далее. К десяти меридианам человеческого тела прибавляются еще два -
Повелителя сердца (перикарда) и Трех обогревателей (позже были добавлены т.н.
"чудесные меридианы" и еще некоторые, но они не включаются в основную схему).
Так образуется двенадцатисекторный круг или черепаха, составляющая важнейшую
схему членения мира.
Почему черепаха? В Монголии есть такая легенда:
Давным-давно в прежние времена жил-был меткий стрелок-охотник. Однажды
охотился он на берегу озера да и подстрелил диковинного зверя. То была черепаха.
Она упала, подстреленная, и перевернулась, лежит кверху брюхом. Подошел к ней
охотник. Видит - в четырех лапах комки глины. Под передними лапами дорчит
обломок деревянной стрелы с железным наконечником, изо рта жар пышет, из
другого отверстия вода выливается.
Смотрел, смотрел охотник и понял, что земля, железо, дерево, вода и огонь и
есть те пять первоэлементов, из которых состоит Вселенная.
В рисунке, изображающем черепаху, "тройки упорядочивают пятерки", и 10
статических знаков соединяются с 12 динамическими:
Вот вам и черепаха - так сказать, живая модель мира. В одной тибетской
буддийской сутре сказано:
"Вся Вселенная умещается на черепахе. Голова ее обращена на юг, хвост - на
север, лапы на восток и запад. Юг содержит элемент огонь и соответствует знакам
Лошади и Змеи; запад - это металл или Петух и Обезьяна; север - вода или Свинья
и Мышь; восток - дерево или Тигр и Заяц" (цит. по: Скородумова Л. Дзурхай:
буддийская астрология).
Для жителей Китая и Монголии панцирь черепахи служил как бы естественной
гадальной доской: даже книга Ицзин, как известно, восходит к гаданию на панцире
черепахи.
И еще он служил символом мировой гармонии, незыблемого космического равновесия
(Весы) - недаром считалось, что и Земля покоится на спине огромной черепахи.
Отсюда принцип: не делай ничего, что может нарушить это равновесие. Нарушение
равновесия есть грех, вина, расплаты за которую не миновать. Сохранение его
есть добродетель (дэ), за которую не положено особой награды. К сохранению
равновесия ведет двуединый путь ли и дао: соблюдение обрядов и познание.
Кроме того, круг (черепаха) - это символ цикличности, повторяемости всего и
вся. Здесь явная реминисценция к представлениям эры Тельца (мир устроен хорошо,
и менять его незачем), но в несколько иной форме (мир устроен так, как он
устроен, и менять ничего нельзя) - недаром большинство культур Восточной Азии
описываются архетипом Весов, а Весы ведь, как и Телец, дом Венеры.
Китайские м
|
|