|
ридианы парные, то есть предполагают взаимодействие двух
противоположных секторов круга, например, сердца и желчного пузыря. Между ними
происходит обмен энергии. Это означает, например, что лечить нарушения одного
меридиана можно путем воздействия на другой. Точно так же связаны между собой и
архетипы знаков Зодиака, например Овен-Весы. Отсюда неудивительно, что в эру
Овна активизировались многие элементы противоположного архетипа, Весов, а в
культуре Японии оба они представлены почти поровну.
Но вернемся к нашему рисунку. На нем видно, что среди основных составляющих
"черепаху" чисел появилась восьмерка.
Восьмерка
На Минтане восьмерка получается при учете промежуточных "румбов" розы ветров,
а на круге - при символическом изображении "середины" (первоэлемента земли) в
виде четырех малых секторов, ведь с серединой должен граничить каждый большой
сектор. Однако малые сектора приобретают таким образом как бы самостоятельное
значение, и таким образом одна большая стихия распадается на четыре малых:
ДЕРЕВО
ветер
ОГОНЬ
земля
бывшая
МЕТАЛЛ
пустота
ЗЕМЛЯ
ВОДА
гора
Представление о восьми стихиях, четырех больших и четырех малых, составляющих
пятую, возникло в глубокой древности. Однако наибольшее свое развитие, включая
имена, толкования и принципы практического применения, восемь стихий получили
только под влиянием буддизма (ср. "восьмичленный путь нравственного делания"),
хотя на его родине, в Индии, роль восьмерки как сакрального числа осталась
довольно скромной.
Термин "пустота" здесь также имеет индо-буддийское происхождение (и,
соответственно, значение): это - шуньята, великая пустота как вместилище,
сущность Адибудды. Как сказано об этом в книге Даодэцзин:
"Тридцать спиц и втулка составляют колесо, но лишь пустота между ними
составляет сущность колеса. Дно и стенки из глины составляют кувшин, но лишь
пустота между ними составляет сущность кувшина".
Знакомый нам Светлый престол (Минтан), как мы помним, содержит восьмерку: это
клетки магического квадрата без центральной. Вместе с центральной они дают
девятку. Особенно широкое развитие как одна из основ теории познания восьмерка
и девятка получили на Тибете, где восьмеричный и девятеричный циклы также
оказались включены в цикл календарный:
Восемь стихий и девять цветов
1 вода
1 белый
2 земля
2 черных
3 железо
3 синих
4 пустота
4 зеленых
5 огонь
5 желтых
6 гора
6 белых
7 дерево
7 красных
8 ветер
8 белых
9 красных
(На самом деле цветов тут шесть, некоторые повторяются, однако они учитываются
в сочетании с числом, т.е. со своим порядковым номером, что да
|
|