|
и. Всяк
велик на своем месте, но то, что долг для одного, может не быть таковым для
другого».
3. Санкхъя — одна из систем классической индийской философии. Зародилась в VII
— III вв. до н. э. Санкхья в том ее варианте, который утвердился в раннем
средневековье, постулирует наличие двух независимых реальностей: пуруши
(чистого сознания) и пракрити (материи). Пуруша находится вне мира объектов, он
не затрагивается их действиями и не вовлекается в проявления материального мира.
Пракрити не обладает интеллектуальной силой, но наделена неисчерпаемой
энергией и способностью к модификациям. Человек как носитель вечного,
нематериального начала, как пуруша, ошибочно соотносит себя со своим телом, то
есть с невечной, материальной сущностью. Задача его в том и состоит, чтобы
преодолеть это ложное смешение «Я» и «не-Я», обманчивое отождествление вечного,
бездеятельного, сознательного пуруши с проявлениями активного материального
начала, лишенного сознания, пракрити. Санкхья разработала учение о трехгунной
природе материального мира: пракрити состоит из трех гун с различными функциями
(саттва стремится «являть», раджас — «побуждать», тамас — «подавлять») — учение,
воспринятое и другими системами индийской философии. Гуны не являются
атрибутами материи, а составляют ее сущность. Каждая из них стремится
«подавить», «победить» оставшиеся две. Соответственно, телесная организация
человека определяется тем, какая гуна в ней преобладает.
4. Индийская традиция разработала систему четырех ступеней, ашрамов,
соответствующих четырем стадиям человеческого существования: брахмачарья
(ученичество), гарха-стхья (жизнь домохозяина), ванапрастьхья (жизнь в лесу, в
уединении), саньяса (отшельничество и сосредоточение мыслей на постижении
Высшего). Последние две стадии часто объединяются. В идеале предполагается, что
последователь индуизма, принадлежащий к высшим варнам, переходит от одной
стадии к другой, приобретая соответственно новые права и обязанности. Вместе с
тем не исключался и переход, скажем, от стадии ученичества к стадии
отшельничества. Молодыми саньяси были многие видные религиозные мыслители
древности и средневековья, саньяси был и Вивекананда.
5. Маха-Нирвана-Тантра — сборник предписаний для последователей индуизма.
Точное время написания не установлено; считается, что он был создан в Бенгалии
между 1755 и 1785 гг. Маха-Нирвана-Тантра во многом отличается от тех сборников
предписаний, что были созданы в эпоху древности и раннего средневековья. В этих
сборниках права и обязанности каждого последователя индуизма строго соотносятся
с местом человека в иерархически организованном обществе, где брахманы занимают
главенствующее положение. Между тем Маха-Нирвана-Тантра выдвигает идеалы
поведения верующего, во многом созвучные гуманистическим и демократическим
устремлениям Нового времени.
6. Мы не располагаем текстом Маха-Нирвана-Тантры. Этот отрывок частично
соотносится и с Бхг. (II, 37) с той лишь разницей, что Бхг. говорит более
конкретно: о кшатрии, воителе, а не о семьянине вообще. Кроме того, Бхг. имеет
в виду достижение рая, а не осуществление человеком своего предназначения
(выхода из круга перерождений).
7. Веды (санскр.: знание) — «священное писание» индуистов. Состоит из четырех
групп текстов: самхит (сборников гимнов и заклинаний); брахман (сборников
ритуально-мифологического характера); араньяк («лесных» книг, наставлений для
отшельников); Упанишад (сборников текстов умозрительно-философского плана).
Четыре Веды (Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа) обычно датируются
XII—Х вв. до н. э., хотя многие гимны (особенно в Ригведе) отражают более
ранние периоды индийской истории. Традиция расценивает авторитет Вед как
неоспоримый: так солнце не нуждается в дополнительном источнике света, чтобы
его было видно. Они существуют, согласно традиции, вечно. Веды иначе называются
«шрути» — «то, что было услышано»: считается, что риши, создатели гимнов,
мгновенным озарением, внутренним взором постигли приоткрывшуюся им истину. Риши
не есть авторы Вед, они только придали словесную форму тем видениям, что были
недоступны другим людям. К Ведам примыкают тексты, называемые «смрити» — «то,
что было запомнено»: это своего рода «священное предание» индуизма. Значимость
этих текстов для последователей индуизма хотя и велика, но вторична. Они
достоверны для него в той степени, в какой не противоречат литературе «шрути»
(то есть вечному и непогрешимому источнику истины), и при разногласиях
последнее слово всегда будет за «шрути». Как правило, к литературе «смрити»
относят следующие тексты: две эпические поэмы — «Махабхарата» и «Рамаяна»;
восемнадцать пуран (дословно «старые» истории): они обычно состоят из
космогонических мифов, генеалогий царей и др.; дхармашастры — законодательные
трактаты, регулирующие политическую, религиозную и общественную жизнь. Сюда же
входят смартасутры, то есть тексты, связанные в основном с домашним ритуалом;
трактаты по вопросам религии, этики, философии и пр. Допустимо употреблять
слово «Веды» только по отношению к самхитам (сборникам священных текстов,
составляющих ранние слои ведийского канона). Можно использовать слово «Веды»,
имея в виду, например, Упанишады. Вивекананда часто пользуется словом «Веды»,
когда говорит об Упанишадах. Здесь, говоря о «бесстрашии» как теме многих Вед,
он имеет в виду Упанишады.
8. Имеется в виду так называемая «сваямвара» (санскр.: «свой выбор») — брак,
когда невеста сама выбирает себе жениха. Большая часть признаваемых форм браков
(всего их насчитывалось восемь) сводилась к браку по инициативе и с ведома
родителей невесты, в первую очередь ее отца. Но и брак «сваямвара», очевидно,
не был редкостью. Многие известные героини эпоса сами выбирали себе мужей.
Глава 3
ТАЙНА ТРУДА
Великое дело — помочь человеку, освобождая его от материальных нужд. Однако
помощь изменяется и измеряется в зависимости от объема и величины нужды. Если
возможно освободить человека от нужды на час —
|
|