|
итают, что можно все взять
себе, не заботясь об отцах, матерях, женах, детях. Нигде и никогда не может это
быть идеалом семьянина.
Карма-йога15 учит нас: надо помогать нуждающемуся в помощи, даже перед лицом
смерти, не задавая никаких вопросов. Пускай вас обманут миллион раз, все равно
не задавайте вопросов и не думайте о том, что вы делаете. Никогда не
похваляйтесь своими дарами бедным и не ждите их благодарности; скорее вы должны
быть благодарны тем, кто дал вам случай проявить милосердие. Отсюда следует,
что быть идеальным семьянином труднее, чем быть идеальным саньяси; настоящая
трудовая жизнь так же тяжела, если не тяжелее, чем подлинное отречение от мира.
9. «Йога» (санскр.: соединение, связь, средство) в религиозно-философских
текстах используется в двух значениях. Во-первых, как название одной из школ
классической индийской философии, многие идеи которой возникли в глубокой
древности, (скорее всего на рубеже II—I тыс. до н. э.) в разных школах и
постепенно объединившиеся вокруг того направления, что примерно во II—V вв. н.
э. систематизировало теорию и практику учения в сутрах, приписываемых
Патанджали. В йоге большое внимание уделяется «практическому» аспекту:
этическая подготовка адепта дополняется дисциплиной тела и ума. В теории йога в
значительной степени примыкает к другой системе классической индийской
философии — санкхье (см. примеч. 3).
Второе значение слова «йога» соотносится со значением слова «марга» (путь).
Провозглашаются различные пути постижения Высшего; соответственно «йога»
означает тогда только «путь», «способ». В этом значении слово «йога»
употреблено в данном случае.
10. Джняни — последователь, приверженец джняна-марги, или джняна-йоги, то есть
последователь индуизма, ориентирующийся на интуитивное проникновение в сущность
собственного «Я» и его отношения с конечным существованием. Разработанное в
Упанишадах понятие «джняна» (знание) не имеет в виду позитивную систему знаний,
получаемых на основе умозаключения, опыта или научного эксперимента. Имеется в
виду «осенение», мистическое озарение, «схватывание» истинной картины мира в
акте интуитивного прозрения. Бхакта — последователь индуизма, приверженец
бхакти-марги, или бхакти-йоги. Его постижение истинной сути первоосновы мира
мыслится возможным на пути эмоциональной преданности, беззаветной любви к Богу,
когда верующий всего себя посвящает Богу.
11. См., например, Йога-сутры Патанджали, II, 18, 20, 21, 22; Санкхья карика,
56, 57, 58, 59 и др. Согласно учению санкхьи, пракрита во многих отношениях
служит пуруше: ее часто сравнивают с танцовщицей, которая чарует смотрящего на
нее и тотчас же прекращает свой танец, когда видит, что ее заметили. Она ничего
«не приобретает», «не получает» от пуруши: главное, чтобы он заметил свою
связанность и освободился от нее.
12. Примерный пересказ Бхагавадгиты, III, 22 и 24. Строка «Я тружусь, потому
что люблю мир» добавлена Вивеканандой.
13. Курукшетра (или Дхармакшетра) (санскр.: поле Куру, поле Дхармы) соотносится
с «полем славы и доблести». Считается, что там происходило знаменитое сражение,
описанное в Бхагавадгите Само понятие «Курукшетра» осмысливается двояко:
во-первых, как реальное место, неподалеку от современного Дели, где якобы
происходило историческое событие. Во-вторых, обыгрывается многозначность
сочетания слов: «поле» есть «поле жизни», где человек должен проявить свою
внеприродную, истинную и наивысшую сущность.
14. В описанной в Бхагавадгите и других письменных памятниках Индии битве на
Курукшетре принимали участие потомки рода Куру и рода Панду, то есть кауравы и
пандавы. Одним из пяти братьев-пандавов и был Арджуна.
15. Карма-йога (или карма-марга) означает путь праведного действия, который и
должен привести человека к осознанию Наивысшего. Для этого не требуется
оставлять мирскую жизнь, становиться отшельником: можно прервать «цепь
перерождений» действиями, но действия должны согласовываться с долгом человека.
Иными словами, традиция формулирует, что если человек выполняет правильные,
праведные действия, он достигает той же самой цели, что и приверженец
джняна-йоги или приверженец бхакти-йоги.
Глава 4
ЧТО ЕСТЬ ДОЛГ?
Изучая карма-йогу, необходимо понять, что такое долг. Если мне предстоит
какое-то дело, я должен сначала знать, в чем состоят мои обязанности, а потом я
это дело сделаю. Опять-таки у разных народов разное представление о долге.
Мусульманин скажет, что его долг — следовать тому, что написано в Коране, индус
— что его долг следовать Ведам, христианин — что его долг следовать Библии.
Представления о том, что есть долг, различны на разных стадиях жизни человека в
различных исторических периодах и у разных народов. Термину «долг», как всякому
универсальному абстрактному термину, невозможно дать точное определение, можно
только составить себе представление о нем через его практическое
функционирование и результаты. Попадая в определенную ситуацию, мы действуем в
соответствии с врожденным или выработанным побуждением, которое и подсказывает
уму образ действия. В одном случае мы считаем, что в данной ситуации правильно
сделать то-то и то-то, в другом — нам кажется, что так поступать нельзя, даже в
такой же ситуации. Принято считать, что хороший человек выполняет свой долг,
когда поступает по велению совести. Но что все-таки превращает поступок в акт
выполнения долга? Если христианин отказывается от куска говядины, который мог
бы спасти его жизнь, или если он не дает этот кусок другому для спасения жизни
того человека, христианин не будет чувствовать, что выполняет свой долг. Однако,
если индус осмелится съесть этот кусок говядины16 или предложит его другому
индусу, он будет считать, что нарушил свой долг — ему это подскажут индусский
образ мыслей и вос
|
|