|
Глава 1
КАРМА В ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИИ НА ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА
Слово карма происходит от санскритского корня кри — действовать. Любое действие
есть карма. Практически, значение этого слова включает в себя и последствия
действий. В философском отношении под кармой иногда понимаются следствия,
которые были вызваны нашими действиями в прошлом. Но в карма-йоге нам
достаточно рассматривать карму просто как работу. Человечество стремится к
знанию. Это единственный идеал, утверждаемый восточной философией. Человечество
стремится не к удовольствию, но к знанию. И удовольствие, и счастье ограниченны,
поэтому было бы ошибкой превращать удовольствие в цель. Причиной всех бед мира
является глупое желание человека представить удовольствие как цель, к которой
следует стремиться. Проходит время, и человек обнаруживает, что движется он не
к счастью, но к знанию, что и удовольствие, и страдание — великие учителя, что
он познает столько же через зло, сколько и через добро. Удовольствие и
страдание, проходя пред его душой, оставляют в ней различные отпечатки, которые
все вместе складываются в то, что мы зовем «характером» человека. Что такое
характер человека, как не сочетание тенденций, не сумма его склонностей?
Нетрудно убедиться, что несчастье и счастье играют равную роль в формировании
характера. Добро и зло равно влияют на становление характера, в иных же случаях
несчастье учит большему, нежели счастье. Исследуя характеры великих людей,
обнаруживаешь, на мой взгляд, что чаще всего они больше почерпнули из бед, чем
из счастья, из бедности, чем из благоденствия, что удары судьбы сильнее
разожгли в них внутренний огонь, чем хвала.
Но ведь знание изначально присуще человеку. Человек не может получить знание
извне, оно в нем самом. Когда мы говорим, что человек «знает», в строго
психологическом смысле это означает, что он «открывает», «раскрывает», что он
познал, «открыл», снял завесу с собственной души, которая есть кладезь
беспредельного знания.
Ньютон, говорим мы, открыл закон всемирного тяготения. Может быть, этот закон
прятался где-то в углу, ожидая Ньютона? Нет, он был в уме Ньютона; пришло время,
и он его обнаружил. Все знание, каким располагает мир,— из человеческого ума,
вся библиотека вселенной находится в вашем собственном уме. Внешний мир может
служить лишь побуждением, указанием, толчком к тому, чтобы вы начали
исследовать ваш ум, только он является объектом исследования. Падающее яблоко
послужило толчком для Ньютона, побудило его изучить свой собственный ум, заново
упорядочить все предшествующие цепи мыслей и обнаружить новую связь, которую мы
теперь называем законом всемирного тяготения. Этот закон был не в яблоке и не
где-нибудь в центре Земли.
Таким образом, все знание — светское или духовное — в уме человека. Оно
зачастую остается скрытым под завесой, а когда завеса понемногу приподнимается,
говорится, что мы «познаем», и процесс познания идет все больше по мере того,
как все сильнее идет процесс раскрытия себя. Человек, освобождающийся от завес,
знает много, человек под плотной завесой невежествен, человек, свободный от
завес, знает все, он всеведущ. На свете были всеведущие люди, я уверен, что
будут еще, а в грядущих циклах времени таких людей будут мириады. Знание
существует в уме, как огонь в кремне, а побуждение есть удар, высекающий искру.
Спокойно наблюдая за собой, мы увидим, что все наши чувства и действия — слезы
и улыбки, радости и горести, плач и смех, проклятия и благословения, хвала и
хула — высечены ударами из нас самих. В результате мы становимся тем, что мы
есть. Удары же эти, вместе взятые, и есть карма — работа, действие. Каждый
умственный или физический удар, наносимый душе, удар, высекающий из нее огонь,
который раскрывает силу и знание души, есть, в широком смысле слова, карма.
Иными словами, мы постоянно творим карму. Я обращаюсь к вам — это карма. Вы
меня слушаете — это карма. Мы дышим — это карма. Мы ходим — это карма. Все, что
мы делаем физически или духовно, есть карма, оставляющая свои отпечатки в нас.
Есть действия, которые вбирают в себя, суммируют множество действий более
мелких. Когда стоишь на морском берегу, о который разбиваются с ревом волны, то
ведь знаешь, что каждая волна состоит из маленьких волн, из миллионов крохотных
волн. Самая крохотная волна тоже производит шум, но мы его не улавливаем. Мы
слышим их тогда, когда они сливаются в одну большую. Подобным же образом каждый
удар нашего сердца есть работа. Существуют действия, которые мы сознаем, и они
становятся ощутимы для нас, однако состоят они из множества мелких действий.
Если вы хотите реально судить о характере человека, то обращайте внимание не на
его большие дела — каждый глупец может случайно стать героем. Понаблюдайте за
самыми обыкновенными поступками человека, ибо именно в них проявляется
настоящее величие. Великие события способны и самого низкого из людей поднять
до своего уровня, но по-настоящему велик лишь тот, чье величие проявляется
постоянно, кто всегда остается собой.
Воздействие кармы на человеческий характер есть могущественнейшая из сил, с
которой сталкивается человек. Человек представляет собой, так сказать, некий
центр, сосредоточивающий вокруг себя все силы вселенной. В этом центре они
сливаются воедино и расходятся мощным излучением. Таким центром является
подлинный человек, всемогущий и всеведущий, и он притягивает к себе всю
вселенную. Добро и зло, счастье и несчастье — все стекается и льнет к нему, а
он формирует могучую тенденцию, называемую характером, и излучает ее. Он
обладает и силой притяжения, и силой излучения.
Все действия, наблюдаемые нами в мире, все общественные движения, все поступки
людей — это всего лишь наглядное проявление мысли, проявление человеческой воли.
Машины, инструменты, города, корабли и крейсера — проявление человеческой
воли; воля же формируется характером, а характер — производное кармы. Какова
карма, таково проявление воли. Все люди могучей воли, которых знал мир, были
л
|
|