|
Оба "земля" - хорошо, союз удачен.
2. Мужчина "земля", женщина "огонь" - тоже хороший союз.
3. Мужчина "земля", женщина "железо" - союз в целом неплохой, но может плохо
отразиться на здоровье потомства.
4. Мужчина "земля", женщина "вода" - счастливый союз, хотя ребенок будет
всего один или детей не asder вовсе.
5. Мужчина "земля", женщина "дерево" - хороший союз, но потомство будет
болезненным.
ТИБЕТО-МОНГОЛЬСКАЯ АСТPОЛОГИЯ
Восточные народы начали наблюдения над звездным небом очень давно. Например,
монголы - еще при гуннах, в III в. до н.э. Кочевые животноводческие племена
испытывали в этом особую необходимость, так как сильно зависели от природы.
Известно, что у гуннов уже было представление о месяцах или сезонах, которое
переняли и монголоязычные племена. Так, на одном из могильников киданей (1116
год) были изображены 12 знаков Зодиака. Во многих книгах, ксилографах
содержатся сведения о том, что и в послледующей истории монголы пользовались
исчислениями лунного календаря в сочетании с солнечным.
На карте звездного неба, хранящейся в Государственной публичной библиотеке
Улан-Батора, изображено 7ОО звезд северного полушария, включая Полярную звезду,
и 6ОО звезд южного полушания, зафиксированных почти тем же методом, каким
пользуются и современные астрономы. На карте изображен также 12 эклиптических
созвездий, 28 лунных стоянок и путь Солнца в течение 12 месяцев или 24 сезонов.
Pазделение года на месяцы и сезоны восходит к китайскому сельскохозяйственному
календарю, также известному с глубокой древности (см. таб. 7).
В центре карты - маленький круг, в который включены звезды, близкие к
Полярной. За ним - круг побольше, названный "нитью летнего полюса" (северный
тропик). Следующий круг назван "нитью весеннего и осеннего равноденствий"
(экватор). За ним идет "нить зимнего полюса" (южный тропик).
Движение Солнца ("Желтый путь") показано в виде эллипса. Отмечены точки
пересечения "Желтого пути" с "нитями" равноденствий.
Способ составления карты, ее подробный характер говорят о высокой эрудиции
старинных астрономов, их таланте. Предполагают, что составлена эта карта была в
XIII-XIV в. Значительные астрономические и астрологические достижения
характерны и для других народов, находившихся в сфере влияния буддизма - Индии,
Китая, Японии, Кореи, стран Юго-Восточной Азии.
Теоретической основой развития астрологии в Тибете и Монголии послужило
буддийское сочинение "Калачакра тантра раджа". Эта книга, приписываемая самому
Будде, входит в состав первого тома буддийских канонов Ганджур, в раздел,
посвященный тантризму.
Анализ теоретической части этого сочинения позволяет сделать вывод, что начало
астрологических расчетов восходит к глубокой древности.
Опираясь на положения "Калачакры тантры раджи" индийские, тибетские,
китайские астрологи изучали движение и расположение семи главных планет: Солнца,
Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна, следили за кометами,
туманностями и предсказывали день и час затмения Солнца и Луны. Кроме того,
астрономы древности исчисляли по звездам календарь, устанавливали сроки
сезонных сельскохозяйственных работ, писали работы по математике. В Монголии о
связи космологии с движением звезд писал астролог Лувсанданзанжанцан
(1639-1704) в своем труде "Звезды и планеты неба и их доброе и дурное влияние
на человека".
Монгольские астрологи писали свои труды главным образом по-тибетски. Автором
первого такого труда стал упомянутый Лувсанданзанжанцан, известный под именем
"Святой лама". В год огненного Зайца XII шестидесятилетия (1687) он написал
"Главную сутру космологии. Свет отторгающий и принимающий" (пособие по
астрологии). В Ургинском монастыре были напечатаны два тома его трудов по
медицине, философии, астрологии, этике. А через шестьдесят лет после этого
историк, философ и астролог Сумбэ хамбо Ишбалжир (1704-1788) стал
родоначальником собственно монгольской школы астрологии, приспособив
распространенные в Тибете астрологические принципы к природно-географическим
условиям Монголии. Ведущим представителем этой школы является Цахар гэвш
Лувсанчултэм (1740-1810).
В 1789 году в Урге была создана школа астрологов, которая готовила и
профессиональных гадателей. Во многих монастырях существовали храмы астрологии.
Главными теоретическими трудами считались "Калаччакра тантра раджа" и ее
комментарий - "Чистый лунный свет", разъясняющий смысл учения. Среди
профессионалов в этой области устраивались традиционные диспуты. Отличившиеся
своими познаниями ламы-астрологи получали титул зийрэмба, то есть "ученую
степень астролога".
Тибето-монгольские астрологи написали целый ряд трудов, в которых
разрабатывались математические методы изучения движения звезд и планет. Они
составляли календарные циклы сельскохозяйственных работ, давали советы для
различных жизненных ситуаций. Во вводной астрологической части к календарю
авторы помещали краткие сведения о себе, о дате написания книги, освещали
основные события религиозной и светской жизни, а также историю монастыря. Затем
подробно описывали положение Луны, Солнца и пяти планет в этом году, указывая
даты затмений, давали прогноз погоды на год вперед, определяли, урожайным будет
год
|
|