|
ила астрологическая философия. Ученые тех
времен верили в существование эликсира жизни, способного даровать вечную
молодость и исцелять все болезни. Алхимия процветала; чтобы излечиться, многие
поглощали золото (Солнце) в растворенном виде.
Наша астрологическая система значений, относящаяся к физическому
организму, возникла под влиянием арабской и европейской науки.
Ввиду бурного роста сознания мыслители XVII века Столкнулись с
необходимостью дать определение новой сфере человеческих исследований:
менталитету мужчин и женщин. Если первые исследователи опирались на анатомию и
причинно-следственную связь при изучении физических нарушений, то, сталкиваясь,
к примеру, с безумием, они вновь обращались к примитивным инстинктам.
Психические отклонения оставались сферой влияния демонов зла, духов,
противостоящих религии. Понадобилось долгое время, чтобы признать, что болезнь
вторгается не только в организм, но и в наши мысли. И абсолютно закономерным
выглядит тот факт, что управление мозгом приписали Луне: в этой лунной
символике мы видим стремительную смену мыслей, водные свойства самого мозга, а
страшный символ затмения отождествляется с приступами помешательства (англ.
lunacy).
Устремив взгляд на историю развития специфической европейской астрологии,
доставшейся нам в наследство, мы должны признать, что параллельно ей шло
изучение болезней на Дальнем Востоке, в Китае.
В XIII веке Китай был самой развитой, богатой, передовой, могущественной
страной, подарившей миру множество ценных изобретений. Хубилая, внука
Чингисхана, называли “властелином человечества”. Китай господствовал в морях,
заметно потеснив в сфере морской торговли арабов, воюющих в Индийском океане.
Китай захватил земли, простирающиеся на шесть тысяч миль к востоку до самого
Дуная, одерживал победы в Венгрии и Польше.
Все мужчины Китая были тем или иным образом прича-стны к государственной
службе. Авторитет императора был непререкаем. Если Гален врачевал раны
гладиаторов, то китайские врачи за время тысячелетних войн успели изучить
воздействие наконечника стрелы на любую точку тела, то есть разработали теорию
нервных путей, по которым по телу перемещается ци (жизненная энергия).
До сегодняшнего дня самым авторитетным медицинским трактатом остается
древнекитайская книга “Хуанди нейцзин” (“Классический медицинский труд Желтого
императора”2). Согласно легенде этот император и книга относятся к 2629 — 2598
гг. до н.э., но на самом деле и тот и другая были почти современниками собрания
трудов Гиппократа (479 — 300 гг. до н.э.). Книга написана в форме диалога между
императором Хуан-ди и его первым министром. Болезни обсуждались на
физиологическом и философском уровнях. Преобладающим видом лечения — способом
вернуть пациента к дао (“пути”) — была и остается акупунктура.
Основой продолжительных и авторитетных исследований китайских медиков
служили концепции противоположностей инь—ян, пяти стихий (Металл, Вода, Дерево,
Огонь, Земля) и целая паутина соотношений, которая обычно ассоциируется с
древнекитайской философией. К примеру, китайцы различали тридцать два вида
пульса — от “острого, как крючок” до “подобного воде, капающей с крыши” и
“подобного мечу, лежащему под рукой и готовому нанести удар”. Удивительно: в
приведенном далее кратком отрывке присутствует то, что мы сегодня называем
холистическим мышлением; во многом это напоминает наше исследование, в котором
мы наблюдаем развитие жизни и нарушения функций организма, идущие рука об руку
с процессом старения. Император говорит:
“Когда страдает дух, возникает сильная боль; когда страдает тело,
возникают опухоли. Следовательно, в тех случаях, когда сначала ощущается резкая
боль, а позднее появляется опухоль, можно сказать, что дух причинил страдания
телу. А если сначала становятся заметными опухоли, а боль возмужает позднее,
можно сказать, что тело причинило страдания духу”.
Цзи Бо отвечал: “Вершин в искусстве исцеления можно достичь с помощью
единства”.
Император сказал: “Если разум людей замкнут и мудрость ограничена, они
остаются привязанными к болезни. Однако при этом следует изучить их ощущения и
желания, разобраться в стремлениях и представлениях, и тогда станет ясно, что
все, кто силен духом и энергией, развиваются и процветают, страдают лишь те,
кто теряет дух и энергию”.
“Сама по себе жизнь — начало болезни”.
С началом жизни связано и начало астрологии. По мере развития жизни — не
только отдельно взятых людей, но и целых поколений и эпох — также должна
развиваться и астрология. “Ярлыки” нашего знака, планеты и дома, определяющие
знания о болезни, должны быть увязаны с нынешними обширными познаниями в
анатомии, химии, изученной до уровня генов; в психологии, изучаемой на
протяжении целого века наблюдений, экспериментов и открытий.
К примеру, мы утверждаем, что Луна в физическом смысле управляет
молочными железами и желудком, периодом беременности и одним из глаз; в
психологическом — сознанием (всеобъемлющий термин, обозначающий душу — вероятно,
след прошлого, когда считалось, что Луна управляет мозгом) и личностью; в
химическом ей подчиняется рибофлавин (витамин В2), калий и многое другое. Чем
более изощренной (менее материальной) становится наша терминология, тем
неувереннее мы пользуемся этой информацией — поскольку среди нас совсем немного
врачей — и тем чаще противоречит самим себе. В одних трудах сказано, что
магнием управляет Солнце, в других — Луна; властителем кальция называют Сатурн
(земные минералы и кости) или Луну (вероятно, ввиду ассоциаций между нею и
молоком, грудью и др.), но каким образом в астрологии определяется соотношение
магния и кальция, которому в химии придается такое большое значение?
Кроме того,
|
|