|
ль, заявлявший в шестнадцатом
столетии, что Франции астрологически суждено быть центром всеобщей религии и
монархии46. В Англии же астрологи оказались вовлеченными в политику с самого
начала.
Астрология появилась в Англии в то время, когда происходил фундаментальный
сдвиг в политике от феодализма к более современному стилю управления, сдвиг,
сопровождавшийся глубокими экономическими, социальными и религиозными
изменениями. Астрология существовала в Англии до шестнадцатого столетия в
основном как придворное занятие, поощрявшееся королями Ричардом II и Генрихом
VI,
как дополнение теологии у средневековых ученых, а позже у реформаторов, как
Виклиф, или в виде медицинской астрологии. Имеются намеки на астрологическую
практику еще в 1186 году47, хотя большинство ученых и практиков, как Томас
Браун
или Роджер Бэкон, видимо, больше тянулись к более плодородной почве материковой
Европы. Лишь в 1442 году можно назвать астрологического консультанта в
Лондоне48,
но после этой даты, по-видимому, началось быстрое распространение астрологии, и
первые альманахи появились около 1473 года.
Возможной причиной того, что астрология столь быстро и прочно укоренилась в
Англии, было особенно обостренное внимание англичан к политическим прогнозам, и
многие прогнозы, в том числе артурианские, составляли важную часть
пропагандистских действий в столетних династических войнах Роз49. Генрих VII,
первый в длинной цепи монархов, поддерживавших астрологию, сознательно
использовал эту связь и своё кельтское происхождение, назвав своего старшего
сына
Артуром и имея в виду, что он будет править, как король Артур. О нехватке в это
время
в Англии астрологических талантов свидетельствует доверие Генриха к
итальянскому
астрологу Вильяму Паррону, который ранее заработал себе репутацию, предсказав
падение Людовика Сфорца Миланского50. Паррон основал в Лондоне очень успешное
дело, предлагая высокоспециализированные советы богатым и могущественным и
общие предсказания пылким массам. Паррон открыл первую в Англии регулярную
службу ежегодников в 1481 году, но быстро потерял благосклонность после того,
как
предсказал долгую и счастливую жизнь королеве незадолго до ее смерти.
Политическое значение астрологии было наиболее заметным в Англии в мире
придворных интриг и тайной политики. Причиной недоброжелательства к Паррону
была
потеря королевского покровительства, существенного условия общественной
практики
в то время, когда антиправительственные заговорщики стремились получить
астрологические советы51. Правительство было чрезвычайно чувствительно к
публичным высказываниям астрологов, в начале шестнадцатого столетия некоторые
из
них были казнены за неосторожные предсказания. Один астролог, Роберт Аллен,
был привлечен правительством к ответу за то, что предсказал раннюю смерть
короля
Эдуарда VI, и предсказание это по иронии судьбы оказалось верным52. При Генрихе
VIII (1509-47) центральные фигуры дворцовой политики использовали астрологов,
известно, что кардинал Уолси, первый канцлер Генриха, имел гороскоп короля, что
позволяло прогнозировать его решения и выбирать время событий53. Но это не
помогло
канцлеру предвидеть собственное последующее падение и опалу. Томас Кромвель,
третий канцлер Генриха и творец английской Реформации, использовал королевского
составителя альманаха в качестве посла, докладывавшего ему об отношении в
Европе
к его патрону54. Очевидно, оба придворных глубоко интересовались этим предметом
поскольку сам Генрих относился к нему с энтузиазмом, так во время его правления
епископы получили указание не критиковать астрологию. У Генриха служили два
астролога: немец Николас Кратцер и английский астролог Джон Робине. Робине
продолжал служить преемнице Генриха, Марии I, и, несомненно, она пользовалась
его
консультациями относительно планов своей сестры и соперницы принцессы Елизаветы,
в то время как Елизавета консультировалась у молодого Джона Ди по поводу
намерений Марии.
Английская астрология многим обязана континентальным астрологам, таким как
Паррон и Кратцер, а визит Джерома Кардана, ве-Йикого итальянского математика,
прибывшего для построения гороскопа Эдуарда VI, явился важным стимулом развития
астрологии. Кардан приехал по приглашению воспитателя Эдуарда, Джона Чика,
также
астролога, но визит его был не вполне успешным. Кардан дал ретроспективные
толкования — он связал Реформацию с соединением 1553 года Меркурия, Марса и
Юпитера в Овне, - но также сделал обескураживающее предсказание долгой жизни
короля как раз накануне его смерти55. Однако, присутствие Кардана было
вдохновляющим, потому что это был один из крупнейших мировых ученых тех дней, и
молодые математики Джон Ди и
|
|