|
е в монастырях и церковных школах могли рассуждать об эволюции мира в
понятиях астрологических циклов, а на популярном уровне считалось, что каждое
важное соединение, затмение или комета могут принести с собой сдвиги и
несчастья.
Это была "натуральная" сторона мунданной работы. Между тем, при дворах,
астрологи
вынуждены были давать советы по политическим и военным делам, в которых они
значительно больше полагались на рассудительную астрологию, строя натальные
карты для государя, его союзников и врагов, строя хорары для важных решений и
элекции для начала важных предприятий.
Теоретическая основа развития мунданной астрологии создавалась некоторыми
величайшими умами того времени, основывавшимися не только на Птолемее, но также
на Священном Писании, Платоне и, после 1200 года, на Аристотеле. Роберт
Гроссетест
(1175-1253), епископ Линкольнский и центральная фигура в политических битвах
тринадцатого столетия в Англии, провел специальное исследование комет12, а
Альберт-
Великий (ок. 1193 - ок. 1280), доминиканский монах, епископ Ратисбонский и
величайший ученый своего века, подробно обсудил влияние планет на глобальные
войны и другие сдвиги13. Ученик Альберта, св. Фома Аквинский (ок. 1225-74),
величайший теолог средневековья, первый установил теоретическое деление между
мунданной и натальной астрологией, получившее новое современное значение в
работах Карла Юнга14. Аквинский говорил, что отдельные люди свободны делать
выбор, но люди в группах управляются страстями. Поэтому группы, будь то города,
армии или целые народы, гораздо легче управляются звездами и потому гораздо
легче
делать предсказания для групп, чем для отдельных людей. Это подводит фндамент
под
идею, что в мунданной астрологии мы имеем дело с событиями, которые можно
рассматривать как "предопределенные"15.
Что до использования мунданной астрологии, то оно было расширено
английским францисканцем Роджером Бэконом, которого многие считают отцом
научной мысли. Бэкон был значительно сильнее привержен астрологии, чем
Аквинский,
и верил, что войн можно избежать, если внимательно использовать мунданную
астрологию. Он писал, что церковь должна использовать астрологию, чтобы
предсказать пришествие антихриста и чтобы не быть побежденной искусством
астрологов Татарской империи16.
Некоторые из этих великих ученых были также практикующими астрологами.
Один из самых ранних переводчиков арабской астрологии, ученый двенадцатого века
Джон из Испании был первым, о ком сообщалось как о специалисте-практике17.
Аделард из Бата, видимо, использовался в 1140-е годы в качестве астролога
Генрихом
II Английским18, а сам Генрих обучался у астролога Вильяма из Конше19. Другой
ранний
переводчик одиннадцатого столетия, Константин Африканус, был на службе у
норманского герцога Роберта Жискара Сицилийского, хотя мы не можем с
уверенностью сказать, какую часть времени он уделял астрологии, поскольку, как
и в
случае многих других людей, состоявших на королевской службе в то время,
литературные способности делали его полезным во многих сферах придворной
жизни20.
Одним из первых ученых, о которых известно, что он служил придворным астрологом,
был Майкл Скот, который в начале тринадцатого столетия служил в качестве
астролога
священному римскому императору Фридриху II21. О существовании в то время
частных
практиков мы имеем только несколько намеков. Пьер Абеляр, основатель
схоластической теологии, имел в виду существование астрологической практики
около
1100 года, когда обсуждал степень успешности предсказаний22, а в конце
двенадцатого
столетия, видимо, существовала астрологическая практика в средиземноморских
областях Италии, Франции и Испании23. Она, видимо, специализировалась на других
ветвях астрологии — натальной, хорарной и элективной — обслуживая купцов и
моряков в новых городах.
По большей части, однако, астрология с одиннадцатого по четырнадцатое
столетия практиковалась при дворах и, за исключением медицинских применений,
имела "мунданный" характер. Работа схоластов-теологов и глубокий интерес к ней
со
стороны многих духовных лиц, особенно монахов, подготовили интеллектуальную
почву, и мы видим астрологию, занявшую важное место при крупнейших дворах папы,
Франции и Священной Римской империи.
В число королей-энтузиастов астрологии вхо
|
|