|
одиакальных знаков.
Манилий считал, что расовые различия обусловлены различиями в астрологическом
управлении родинами наций. Он считал также, что несовместимость определенных
народов является особым отражением несовместимости управляющих ими знаков. Он
говорил, что его система должна помочь римлянам более разумно выбирать землю
для
своего проживания или страну, с которой они должны будут торговать:
“Так каждый человек должен остерегаться или стремиться к определенному
месту для проживания, тогда он может надеяться на доброжелательность или
остерегаться враждебного отношения в зависимости от характера, нисходящего
сверху...”32
Естественно, появление предзнаменований, таких как затмения, обещает
нарушения в странах, управляемых знаком, где происходит затмение. Эта идея,
конечно, сохранилась у нас и сегодня.
Соображения, стоящие за соответствиями Манилия, не вполне ясны, хотя он и
дает объяснение некоторых главных признаков бвоей системы. Он делит мир на три
континента — Ливию, Азию, и Европу. Первый, Ливию, землю побежденного
Карфагена, змей и "существ, питающихся падалью", он помещает, в целом, под
управление Скорпиона. Второй, Азию, который он описывает как землю богатств,
окруженную искрящимися водами и наполненную ароматическими деревьями, он
помещает под Тельца. Это имеет определенную логику. Третий, Европа, определен
менее четко. Он описывает этот континент, наполненный героями и художниками,
как
землю богатства и власти. Он не дает ему общего управителя, а делит континент
между
отдельными знаками: Козерог управляет Германией, Галлией и Испанией; Весы —
Римом; Дева — Грецией и т.д. Видимо, за этими управлениями нет какой-то
реальной
теории, кроме предполагаемых связей между знаками и физическими
характеристиками различных регионов. Есть определенные случаи, когда признаки
выведены из местной религии, например, Фригия помещена под Льва, потому что это
земля, где почитается Кибела, чье животное — лев, но такие соображения, видимо,
использованы не во всех случаях.
Рис. 1.2. Карта мира Манилия, показывающая астрологические
соответствия
Все римские императоры первого столетия н.э. имели тесные связи с
астрологами; некоторые и сами владели этим искусством. Мерой растущей
серьезности,
с которой они подходили к астрологии, может быть рост числа опубликованных
эдиктов, запрещающих астрологам практиковать, отправляющих их в ссылку или, в
исключительных случаях, приговаривающих к смерти. Астрология не была тем
предметом, которым было легко заниматься в Риме.
Пример показал Тиберий, наследник Октавиана и император с 14 года н.э. до его
смерти в 37 году н.э. В его правление появился "официальный" астролог, член
императорского двора, сосредоточивший в своих руках значительную власть
благодаря
своему влиянию на императора. Параллельно с ростом статуса привилегированных
астрологов возрастало систематическое преследование всех других. Императорам,
понятное дело, была нужна монополия в этой области.
Еще до того, как стать императором, при посещении Родоса, Тиберий был так
поражен искусством астролога Тразилла, что использовал его в качестве
придворного
астролога до конца своего правления. У Тразилла Тиберий достаточно научился
астрологии, чтобы самостоятельно читать карты. Метод, по которому Тиберий
испытывал астрологов Родоса, был прост и жесток. Когда ему нужен был
астрологический совет, он шел с астрологом и сильным слугой в ту часть виллы,
которая находилась на высокой скале. Если получивший конфиденциальные вопросы
Тиберия астролог каким-то образом обнаруживал свое недостаточное умение, слуга
просто сбрасывал его со скалы. Тразилл неизбежно оказал
|
|