|
даря времени, это предположение может
быть менее вероятным. Глиняные клинописные таблички были в большой мере
"официальными" сообщениями, содержавшими информацию, нужную царю ежедневно,
или же вполне умышленно оставленную им для потомков. С другой стороны, в
течение
большей части первого тысячелетия до н.э. для письма стали все шире
использоваться
менее стойкие материалы — восковые таблички или папирус. Персидские завоеватели
шестого столетия до н.э. сделали государственным языком арамейский. На нем уже
писали не клинописью, а чернилами на папирусе. Постепенно большая часть
официальных и коммерческих документов оказалась написана по-арамейски на
папирусе, и возможно, они включали значительную часть астрологических
документов
"популярного" типа.
Папирус очень нестойкий материал, и многие документы должны были
поглотиться пожарами, свирепствовавшими в древних зданиях во время разграбления
их завоевателями. Те же, что пережили это разрушение, все же оказались
утерянными
в течении столетий в результате подъема уровня воды в этой области. Итак,
представляется вероятным, что скорее обычная астрология, чем официально
используемая, была записана на папирусе и поэтому оказалась утерянной навсегда.
Оппенгейм утверждает, что использование армейского языка и папируса могло
начаться раньше, возможно и на рубеже тысячелетий.
Поэтому мы можем допустить, что наши выводы относительно вавилонской
астрологии — это выводы только о царской вавилонской астрологии, естественно,
относящейся к правителю и государству. То, что простая, негороскопная, а
индивидуальная популярная форма астрологии существовала, видимо, соответствует
действительности. Свидетельство тому обнаружено при раскопках Султан-тепе в
виде
метода индивидуального предсказания, не вошедшего в стандартные тексты
предзнаменований, но на сотни лет им предшествовавшего.14 Эта традиция
продолжала
существовать в рамках официальной религии, так что она не является истинно
"популярной" в широком смысле слова. В данном случае кверент просил жреца
совершить ритуал, после которого могли ожидаться предзнаменования. После
ритуалов, в которых участвовало созвездие Большой Медведицы, можно было увидеть
астрологические предзнаменования, которые выводились из направления движения
ближайшей по времени падающей звезды.
Главное различие между этим видом и официальной царской астрологией
заключается в том, что в первом случае выполнялся заказ частного лица. Ответы
были
всегда простые, в основном типа "да — нет". Эта разновидность предсказаний
восходит
по времени к первой вавилонской династии и, таким образом, является
современницей
табличке "Венеры Аммисадукской". На интересный вопрос, была ли она в те давние
исторические времена частью "официальной" методики или же "официальная"
методика возникла из этого простого предсказательного ритуала, пока ответить не
удается. Просто отсутствуют данные.
Возникает еще интересный вопрос о более позднем появлением индивидуальных
карт рождения в Месопотамии. Свидетельствует ли их появление об ослаблении
центрального правительства, так что другие люди, кроме царя, становятся
достаточно
важными, чтобы быть объектами интереса официальных предсказателей? Или же это
связано с окончанием царского покровительства в шестом столетии до н.э., когда
под
властью персов, бару-жрецы были вынуждены начать работать коммерчески для
любого, кто мог их нанять?
Хотя использование хеттами вавилонской астрологии свидетельствует о
распространении этих знаний за пределами имперских городов, археологические
свидетельства этому не обнаружены далее, чем у соседних народов. Эламиты на
востоке знали о вавилонском учении. Таблички с частями "Энума Ану Энлиль" были
обнаружены в их столице Сузе экспедицией 1987 года.15
Если, однако, использовать неархеологические данные, то можно обнаружить
указания, что знание вавилонской астрологии стало распространяться за ее рубежи
в
первой половине первого тысячелетия до н.э. Несколько позже 550 года до н.э.
появился греческий философ Пифагор, провозгласивший радикально новую
философию, основанную на концепции вселенной как музыкальной гармонии. Если
верить более поздним греческим авторам, а у нас нет оснований им не верить,
Пифагор
после изучения Древнего Египта направился в Вавилон, где находился примерно
восемь лет, изучая науку о звездах. Возможно, именно здесь он получил основы
своих
будущих учений. Даже критики, скептически относящиеся к его посещению Востока,
признают, что его философские системы хорошо согласуются с месопотамской
астрологической теорией. Итак, видимо, этим путем, через Пифагора в шестом веке
до
н.э. основы ме
|
|