|
сосредоточена в огромном земном шаре, равно как и во всех подлунных телах.
Нужно ли говорить, что любая душа есть образ Бога, Геометра творения, и что
именно Он вдохновился для воплощения Своего замысла небесной геометрией
аспектов, или гармонией.
Тезис 41.
Людям, не затрудняющим себя размышлениями, такая разновидность философии
покажется новой, что в действительности не так, ибо (?) лишь немного расширил
древние философские тенета. Ибо прежде всего, что касается Земли, никто не
станет отрицать, что форма всей Земли в целом, как единой сущности, благороднее
формы любого комка земли. Производимое самой Землей свидетельствует о том, что
его формы обязаны своим происхождением душам различного рода; производимое же
есть рождение металлов, сохранение земного тепла и выделение испарений,
необходимых для рождения рек, дождей и других метеорологических состояний. Все
это показывает, что форма бывает не только застывшей, как у камня, но и такой,
как у растений.
Тезис 42.
Тем не менее, Земля отнюдь не обязательно должна увеличиваться в размерах или
изменять свое положение. Ибо душа — не душа человека, животного или растения, а
душа особого рода, определяемая по своему действию, как и души иного рода. И та
же причина, что побудила древних приписать растениям душу третьего рода,
побуждает приписать Земле душу четвертого рода*6.
[2. Душа, объясняемая по аналогии с ботанической генетикой и наивным
восприятием музыки.]
Тезис 43.
Но разве не абсурдно, что души, не обладающие способностью к суждению, ценят
геометрию и движимы ею, как чем-то материальным. Нетрудно привести тому примеры.
Пластическая способность деревьев лишена формы, но наилучшим образом выполняет
повеления Создателя — в расположении листьев на благо плодам и с определенной
целью. И даже семена хранят в себе эту красоту, которая заключена в числах.
Большинство разновидностей растений предпочитает пятисторонность; и эта
пятисторонность отнюдь не обязательно передается в основном от дерева к яблоку
— при такой трансформации сохранить пятисторонность невозможно; [передача]
происходит главным образом за счет обращения к пластической способности,
обладающей врожденной красотой пятисторонности.
Но до сих пор объяснение было маловразумительным и не давало основания
удивляться чему-либо, ибо способность, о которой идет речь, сосредоточена в
себе самой и распространяет пятисторонность, которой обладает. Приведу более
подходящий пример. Землепашец не сознает, в каком геометрическом отношении один
голос находится к другому. И тем не менее внешняя гармония струн проникает
через уши сельского жителя в его разум и доставляет ему наслаждение. [И
услаждает его], несомненно, не гармоничное звучание голосов, не то, что [звуки]
нежно ласкают его слух (ибо часто случается, что ушам бывает больно от очень
громких звуков, хотя они и гармоничны) и не какая-либо другая причина, которая
могла быть открыта ранее; [радуется же он] исключительно по той причине,
которую я намереваюсь изложить с доказательствами в моих “Гармониях”, а именно
— потому, что некоторое геометрическое отношение рождает красоту в гармониях.
[Это геометрическое отношение] принадлежит ко всему остальному миру, в
особенности, к тем его свойствам, которые древние называли гармониями. Так,
продвигаясь с помощью этих примеров, как бы шаг за шагом, мы наберемся смелости,
чтобы подняться и достичь вот какой высоты: поверить, что у Земли есть душа,
подобная душе растений, и именно в этой душе коренится способность воспринимать
геометрию, откликающаяся на внешнюю форму и достаточная сама по себе, ибо
способность эта относится к той разновидности души, которая, хотя и склонна к
сосредоточению на том, к чему она предназначена, все же неизменно усиливается,
когда аспекты придают ей свежие силы, как бы давая новую пищу. И подобно тому,
как слух, побуждаемый гармонией, обостряется и становится гораздо более чутким
(в поисках наслаждения — истинной цели чувства), Земля, побуждаемая
геометрическим состязанием геометрических лучей (как уже о том говорилось,
согретых и увлажненных) с еще большим усердием обращается к выполнению своей
растительной функции и выделяет обильные испарения.
[3. Характеристика влияния отдельных планет на действие аспектов.]
Тезис 44.
При всем том, различная природа планет, объяснение которой приведено нами выше,
оказывает существенное влияние на аспекты, и в одни времена Земля испытывает на
себе действие геометрического смешения противоположных по действию планет
Сатурна и Марса, а в другие времена — схожих планет Юпитера и Венеры почти так
же, как мы наблюдаем очистительное действие гуморальных жидкостей в
человеческих внутренностях, особливо же ревеня на желчь. (Ибо разве не та же
способность, которая воспринимает геометрию, откликается на цвет и иные
свойства лучей?) Но наиболее сильное влияние оказывает истинное расположение
тел, особенно Земли, различное в различных местах и в различное время. Например,
весной в северной части Земли гуморальные жидкости обильны из-за приближения
Солнца, о чем было сказано выше, и тогда самый слабый аспект любой планеты
возбуждает способность Земли приходить в движение и выделять испарения,
порождающие обильные ливни. В другом месте или в другое время сильнейший аспект
может оказать мощное воздействие на Землю, но из-за недостатка материи отклик
будет весьма незначительным.
Б. ЦИКЛЫ.
[Вторая геометрическая причина — различные циклы, существующие как в человеке
на протяжении коротких периодов, так и в Земле на протяжении длительных
|
|