|
проведенный через все подробности ежед-
невной жизни, доступен только созревшей душе, сильной воле,
и таковая воля может уничтожить свою Карму, сжечь ее в огне
внутренней борьбы. Наряду с этим она может привести в дей-
ствие и свою скрытую Карму и уплатить в несколько воплощений
долг, который иначе возвращал бы ее на землю несчетное число
раз.
Вместо того чтобы быть цепями, познанный закон Кармы дает
сильной душе крылья, на которых она может подняться в сферы
безграничной свободы.
Но и для обыкновенного человека нашего времени знание за-
кона Кармы дает такое проникновение в смысл земной жизни и
раскрывает такие необъятные горизонты в грядущее, что оно не
может остаться без сильного влияния на весь строй его жизни.
Необходимо только, чтобы это было настоящее знание, пото-
му что нет ничего вреднее смутного полузнания, ведущего к
искажениям и предрассудкам. Таким искажениям подвергалась и
идея Кармы. На Востоке, в индусских Писаниях (Шастрах), за-
кон Кармы изложен в полноте, но подлинные св. Писания дос-
тупны немногим, а сведения, получавшиеся из третьих рук, по-
нижались постепенно до уровня толпы, и в результате появи-
лось то пассивное настроение Индусов, которое у нас на Запа-
де извесно под именем "восточного фатализма".
Но в действительности религиозная философия Древнего Вос-
тока учит совершенно иному. Разъяснения закона Кармы, данные
в виде беседы между Бишмой, учителем Дхармы, и праведным ца-
рем Юдиштирой(7), в которой первый разъясняет царю, как су-
дьба человека образуется из его же прошлых мыслей, желаний и
поступков,- заканчиваются такими словами: деятельность си-
льнее судьбы.
Как же согласить такое утверждение с идеей Кармы? Приняв,
что вся наша судьба складывается из наших же прошлых прояв-
лений, не нужно забывать, что проявления эти бесконечно раз-
нообразны, и что если подвести итоги всему, что мы передума-
ли, перечувствовали и переделали в течение дня, в сумме на-
шей дневной Кармы будет много и дурного, и хорошего; склады-
вая на чашу весов нашей общей Кармы то и другое, увидим, что
часть наших дурных проявлений уравновесится хорошими, и
только тот добавочный вес, который перетянет ту или другую
чашу весов, за нас или против нас, сохранится в летописи на-
шей судьбы, все остальное окажется уже погашенным. Вот поче-
му деятельный человек, который в любую минуту может приба-
вить на чашу весов нечто в свою пользу, имеет гораздо более
шансов изменить свою Карму, чем человек бездеятельный.
Бывают случаи, когда в прошлом скопилось так много дурной
Кармы, что все усилия человека выбраться из полосы бедствий
кажутся с виду безрезультатными. Но это только кажется. Каж-
дое усилие, направленное на то, чтобы побороть свою дурную
Карму, ослабляет силу ее сопротивления. Возьмем в пример де-
нежные неудачи. Карма данного человека требует для него бед-
ности и лишений; он делает усилия, добивается путем напря-
женных трудов благоприятных результатов, но - снова теряет
все приобретенное и опять начинает добиваться своей цели.
Видимые неудачи этого человека могут продолжаться до самой
смерти, но в той невидимой лаборатории, где созидается наше
будущее, его усилия сделали свое, они ослабили силу сопро-
тивления его дурной Кармы, и если он не победил в этом воп-
лощении, он победит в будущем.
То же самое и с пороками, борьба с которыми кажется бе-
зуспешной. Знание Кармы выясняет, что в этой борьбе главное
значение не сколько в видимой победе, сколько в ослаблении
дурной силы, идущей из прошлого. Вот почему никогда не сле-
дуе складывать оружия и говорить: я не могу побороть своей
слабости. Нужно не переставая бороться, потому что с каждым
новым усилием, направленным против дурной привычки, сила ее
подрывается, и в будущем воплощении будет уже нетрудно спра-
вится с ней. Необходимо помнить, что ни одно доброе усилие
человека не проходит даром, каждое погашает частицу его кар-
мического долга.
Другой нежелательный вывод, к которому приходят люди,
плохо усвоившие закон Кармы, выражается в мысли, что "не
следует помогать страдающему, раз это его Карма и он сам
виноват в ней". Такой вывод может повести к сухости и бес-
сердечности, и он в самом корне неверен.
Совершенно верно, что мы окружены злом и страданиями вся-
кого рода, которые являются естественным результатом дурной
Кармы людей, но это не причина, чтобы мы не делали усилий
для противодействия этому злу. Дурные мысли и поступки соз-
дают страдания, но зато хорошие мысли и поступки
|
|