|
ы его спадут сами собой. Но для обыкновенного че-
ловека, для которого знание - не ровный могучий свет, а то
вспыхивающая, то погасающая искра, освобождение отодвигается
в далекое будущее; для него прежде всего необходимо сознани-
е, что он страдает в настоящем только потому, что грешил в
прошлом, и что все ограничения, которые связывают его, соз-
даны им же самим.
Между этими двумя полюсами - свободной воли и предопреде-
лением - происходят все сложные сочетания свободы и необхо-
димости, на которых построена вся драма человеческой борьбы.
Создаваемые свободной волей мысли и желания, повторяясь
много раз, становятся привычками; привычки ограничивают волю
и делаются под конец автоматичными. Приходит минута, когда
совесть говорит, что привычка нехороша; тогда человек начи-
нает разрушать дурныю привычку, создавая мысли противополож-
ного характера. После многих усилий прокладывается новое
русло, новые мысли берут перевес и - потерянная свобода об-
ретается снова... К сожалению, почти всегда только для того,
чтобы заковать волю в новые цепи.
Таким образом наши собственные мысли и желания создают
постепенно свойства нашего мозга и нашей нервной системы, а
последние являются одним из самых сильных ограничений свобо-
ды нашей воли.
Часто повторяемые мысли, делаясь автоматичнымидают в
нас предрассудки, личные и национальные; мы живем с ними,
даже не подозревая, что это - стены, построенные нашими соб-
ственными руками, которые закрывают перед нами светлые гори-
зонты истины.
Другой вид зрелой Кармы проявляется в минуты так называе-
мых "внезапных обращений". Нечистые мысли и желания прошлого
образуют вокруг нашего истинного Я, нашей бессмертной души,
как бы кору, которая держит ее в плену. Плен этот может
длиться в течении нескольких воплощений. В это время бес-
смертная душа, собиравшая опыт, успела многому научиться и
приобрести высшие свойства, но последние могут долго оста-
ваться скрытыми под твердой корой. Потребуется сильный тол-
чок - иногда он является в виде хорошей книги, вдохновенного
слова, яркого примера,- чтобы разорвать кору и освободить
душу. В человеческой истории записано немало таких случаев
"внезапного обращения".
Скрытая Карма
Каждая причина стремится произвести свое действие непос-
редственно; осуществить это стремление мешает сопротивление
среды. Тот же закон относится и к причинам, создаваемым че-
ловеком. Если бы мысли и желания наши были однородны, не
стояли бы во внутреннем противоречии и не сталкивались пос-
тоянно с сопротивлением среды, последствия их проявились бы
непосредственно. Но наши поступки, желания и мысли противо-
речат так сильно одни другим, что только немногие из зарож-
денных ими последствий могут проявиться одновременно. Ос-
тальные будут ждать своей очереди. Таким образом, в течении
веков мы нагромождаем причины, которые не могут осуществить-
ся до времени, и мы всегда живем под влиянием двойной сово-
купности Кармы: одна проявляется, а другая ожидает - как бы
в тени - случая, чтобы проявиться. Из этого можно вывести,
что скрытая Карма может переноситься из одного воплощения в
другое и долго оставаться погребенной, чтобы ожить и принес-
ти плоды - подобно зернам, находимым в египетских саркофа-
гах,- как только появятся налицо все необходимые условия.
С психологической точки зрения скрытую Карму можно рас-
сматривать как наклонности, идущие из прошлого. В противопо-
ложность зрелой, скрытая Карма подлежит изменению. Наклон-
ности наши могут быть усилены или ослаблены, направлены по
новому руслу или совсем уничтожены, смотря по свойству и си-
ле внутренней работы, которая созидает наш характер. В борь-
бе с дурными наклонностями даже неудача есть шаг вперед, по-
тому что сопротивление дурному уничтожает часть дурной энер-
гии, вошедшей в состав нашей Кармы.
Зарождающаяся Карма
Этот вид Кармы создается непрестанно нашими мыслями, же-
ланиями и поступками; это - тот посев, плоды которого мы бу-
дем пожинать в будущем. Именно эта Карма и представляет со-
бой созидающую силу человека.
Сознательно строящий свою Карму должен быть полным госпо-
дином над своими мыслями и никогда не действовать под влия-
нием настроения; все его поступки должны соответствовать его
идеалам, и он должен предпочитать не те действия, которые
для него приятнее, а те, которые лучше. Он строит для веч-
ности и, зная это, должен внимательно избирать свой матери-
ал. Но такой труд,
|
|