|
фские, религиозные и психологические исследова-
ния взаимоотношений Человека и Общества, в меньшей степени, пожалуй, исследо-
ваны отношения Человека и Общества с Природой (в этом отношении особый инте-
рес представляют работы Л.Н.Гумилева). Рассматривая общие проблемы астрологи-
ческого психоанализа и психотерапии относительно личности, не следует забывать
о
том, что человек в значительной степени подвержен влиянию как природных, так и
социальных факторов, которые необходимо учитывать, прежде всего, при динамиче-
ской фазе исследования гороскопа. К сожалению, эти разделы совершенно не разра-
ботаны в астрологической теории, поэтому можно только в общих чертах обрисовать
авторский взгляд на указанные аспекты в теории астрологического психоанализа и
психотерапии. Тем, не менее трудно отрицать влияние такого фактора, например,
как воспитание, основанное на тех или иных традициях на формирование и развитие
психического типа личности. Воспитание культивирует в человеке некоторую огра-
ниченность принятыми в обществе правилами приличия и нормами поведения. При
этом "В некоторых натурах конфликт между социальной конвенцией и подавленной
природной спонтанностью так велик, что выливается в преступление, безумие или
невроз, - вот цена, которую мы платим за преимущества общественного порядка.
Эта
фраза принадлежит известному психологу Алану Уотсу ("Путь Дзен", 1993).
Другими словами, "...личная интеграция в большой степени зависит от спо-
собности социальной адаптации и участия, по крайней мере, испытывает ее
глубокое
влияние. И именно развитие социального чувства, чувства взаимообмена и взаимо-
действия с человеческой, а в пределе и с космической средой, связано с Юпитером.
Нарушение юпитерианской функции могут выражаться в различных социальных
комплексах и фобиях. Как всегда, главная причина этого - в страхе и ощущении
бес-
силия против окружающих превосходящих сил, которое вызывает, по крайней мере,
иногда чувство неполноценности" (Д.Редьяр "Планеты и личности, 1992 г. или
"Аст-
рологические указания на социальные комплексы" - "Астролог", Ё 12, 1996 г.).
97
Рассмотренный в предыдущих главах структурно-динамический метод позво-
ляет моделировать при помощи символических категорий индивидуальные психо-
физические состояния личности, определять их структурные и динамические осо-
бенности. То есть, рассматривать развитие индивидуального психологического типа
во времени, его эволюцию. Человек, однако, развивается не изолированно. Его
взаи-
модействие с другим человеком противоположенного пола, то есть, семейный аспект
кратко рассматривается в разделе синастрий СДМ. Взаимодействие же человека с
окружающей природной и социальной средой рассматривается особо. Общество су-
ществует на основе особых соглашений, договоренностей, правил и законов. В пре-
делах этих общественных инвариантов реализуется личностный потенциал каждого
человека - члена соответствующего общества. В тоже время человек является
частью
природы и естественный ход природного развития, его ритмика также сказываются
на жизнедеятельности человека. Эти два фактора: природный и социальный являют-
ся ведущими (см. А.Уотс "Психотерапия: Восток и Запад", 1997 г.) в формировании
природного и коллективного бессознательного. Сферы эти в астрологии изучены
достаточно слабо. И в данной книге изложены только отдельные моменты связанные
с взаимодействием триады Человек - Природа - Общество.
Рассмотрим некоторые аспекты или составляющие социального фактора, уча-
ствующие в формировании социальных или национальных архетипов.
1.Природный фактор. Здесь он рассматривается, как фактор влияющий на
Общество, и через Общество на Человека. Непосредственное взаимодействие Чело-
века и Природы рассматривается в следующем разделе. Одним из аспектов природ-
ного фактора, является, например, географическое положение страны проживания.
Природные различия (климатические, орографические, гидрологические) определя-
ют дифференциацию отдельных групп населяющих тот или иной район по культур-
ным традициям, по преобладанию тех или иных типов производства и хозяйственно-
го освоения территории. Так население полярных и приполярных областей с аркти-
ческим и субарктическим климатом, существенно отличается от людей населяющих
равнинные области умеренного климата или социальных групп полупустынных и
пустынных ландшафтов с субтропическим и тропическим климатом. Население рав-
нинных, а также прибрежных территорий имеет жизненный уклад отличный от гор-
ских традиций. Городские и сельские жители также имеют свои социальные особен-
ности и традиции. Таким образом природное разнообразие, различия в условиях су-
ществования определяют и социальную неоднородность населения. Принадлежность
человека к той или иной группе также сказывается на его психофизиологических
па-
раметрах. В процессе своей эволюции, исторического развития общественные груп-
пировки вырабатывают во всех областях жизни специфические традиции, социаль-
ные архетипы в рамках которых существует каждый член этого общества. Социаль-
ные архетипы имеют широкий диапазон охвата, в пределах и под влиянием которого
развиваются отдельные личности образующие этнос. Выход отдельной личности за
пределы определенного историей развития группы людей инварианта, может при-
вести к физической или психологической травме или гибели индивидуума. (Вероят-
но
|
|