|
Единственный надежный источник для реконструкции астрономических знаний шумеров
- их культовый календарь. Шумерский культовый календарь, являвшийся основным и
эталонным для жителей всего Южного Двуречья, происходит из священного города
Ниппура, божеством, которого, напомним, был регулятор мирового порядка и
владыка природы Энлиль. Календарь этот лунно-солнечный, он основан на
корректном согласовании смены лунных фаз с годовым путешествием солнца вблизи
созвездий небесного экватора. Календарь хорошо различает периоды равноденствий
и солнцестояний, состоит из 360 дней, 12 месяцев и 4 сезонов. С целью уравнения
двух циклов каждые несколько лет специальным указом вставлялся дополнительный
13-й месяц. Каждый месяц календаря начинался с новолуния и содержал 29 или 30
суток в нерегулярной последовательности. В свою очередь, сутки делились на 12
равных двойных часов, обозначавшихся шумерским словом для определения длин и
расстояний (что-то вроде мили); двойные часы разделялись на 30 уш, или градусы
времени. Один градус времени содержал в точности 4 современные минуты. Впрочем,
в народе предпочитали пользоваться простым разделением суток на три так
называемые "стражи" (1 стража = 8 часам). Летом ночные стражи были короче, чем
зимой, а дневные длиннее.
С календарем из Ниппура, без сомнения, связана и образная система Зодиака
(известного только из поздних вавилонских источников). Шумеры заметили, что
каждый год в одном и том же месяце на горизонте восходит определенное созвездие,
и связали восход этого созвездия с состоянием природы в дан ном месяце. Это
состояние фиксировалось традиций в ритуально-мифологической форме. Так появился
известный нам вавилонский Зодиак:
* Овен - название, представляющее собой игру смыслов и клинописных знаков. У
шумеров это созвездие называлось лу-хунга - "Наемный Работник" или "Доброволец".
Созвездие восходило в период весеннего равноденствия и начала ниппурского года,
когда избирался новый царь. Согласно традиции, избранник должен был быть
добровольцем, который хочет вызвать на поединок силы старого мира и сразиться с
ними. Это жертвующий собой юноша, который знает, что его решимость таит в себе
двойную опасность: либо он будет убит на поединке, либо через какое-то время,
уже будучи царем, погибнет от руки такого же претендента. С жертвой добровольца
сравнивается обычай приносить в жертву Новому году ягнят-первинок. Когда
клинописные обозначения созвездий начинают сокращать, название лу-хунга
редуцируется до лу, причем сперва его пишут знаком Ш2 - "человек", а затем
знаком 1ЛЗ, который представляет собой стилизованное изображение барана.
Жертвенный царь и жертвенный ягненок сливаются в единый образ весенней
новогодней жертвы.
* Телец - название, напрямую связанное с ритуалом второго ниппурского месяца.
Тельцом называли бога Нинурту, победившего всех соперников своего го-Рода и
после победы совершившего обряд священного брака со своей невестой. В это же
время совершается ассоциативный со священным браком обряд утаптывания и
распахивания сырой после разлива земли, на поле выводились как стадные волы,
так и волы, запряженные в плуги. Смысл событий месяца - война, любовь и пахота.
Все эти грани объединяет образ свирепого и плодовитого быка (а также
трудолюбивого вола).
* Близнецы - название, связанное с почитанием Братьев-близнецов Сина и Нергала,
рожденных Энлилем и Нинлиль в подземном мире. После этого один из братьев, Син,
стал богом Луны и ушел на небо; другой, Нергал, остался под землей управлять
миром мертвых.
* Рак - сложное по переплетению ассоциаций название. Восход этого созвездия
совпадает с периодом летнего солнцестояния, после которого солнце начинает
пятиться назад, в подземный мир, а также с ранним севом зерновых, также
уходящих под землю. С событиями этого времени связаны ритуальные проводы
весеннего бога Думузи в подземный мир и его последующее оплакивание. Думузи в
данном случае является олицетворением и опускаемого в землю зерна, и
снижающегося солнца.
* Лев - название, связанное с состязаниями, которые проводились в честь
царя-героя Гильгамеша юношами городских кварталов. Гильгамеш и Саргон,
стремившиеся оставить по себе бессмертную память военными походами, часто
сравнивались со львом. Лев олицетворял одновременно царя зверей и солнце (из-за
гривы). Именно таким солнечным царем-победителем был Гильгамеш.
* Дева - название, связанное с обрядом очищения богини Инанны, вернувшейся на
землю из подземного мира (где она, скорее всего, безрезультатно искала Думузи).
* Весы - символ осеннего равноденствия, уравнивающего ночь и день. В шумерской
традиции это время суда, который бог Солнца устраивает живым и мертвым, а также
время почитания судей загробного мира Ануннаков.
* Причина именования восьмого зодиакального созвездия Скорпионом из клинописных
источников неясна.
* Девятое созвездие называлось Пабильсаг, по имени шумерского героя,
отождествлявшегося с Нинуртой и Нергалом. На межевых камнях из Вавилона этот
герой изображен с луком в руке, отсюда и пошло более позднее именование Стрелец.
* Десятое созвездие называлось Рыбокозленок. Оно восходило в период зимнего
солнцестояния и было связано с ритуалом выведения из подземного мира и
кормления умерших отцов государства. Его символика связана с одним из образов
бога Энки: рыба символизировала недоступные глубины премудрости, а козленок -
пророчество о грядущей судьбе человечества.
* Водолей - позднее название созвездия, которое в клинописных текстах именуется
Великан. В самом деле, на многих шумеро-аккадских изображениях можно видеть
высокорослое, длинноволосое и бородатое существо мужского пола, от плеч или
раскинутых рук которого отделяются два водных потока. Символика созвездия
связана с проливными дождями, максимум которых выпадает в Месопотамии именно в
это время (январь-февраль).
* Рыбы имели и другое имя - Хвосты. Как и название последнего ниппурского
месяца, "жатва", название последнего зодиакального знака символизировало конец
цикла, уход жизни в область водного хаоса.
Из Вавилона дошло несколько астрономических текстов, являющихся копиями более
ранних шумерских. Из них можно узнать, что умели делать шумеры в этой области.
Они могли определять восходящие и заходящие звезды, равноденствия и
солнцестояния, планетные периоды, а также делать предзнаменования на основе
затмений луны и появления комет. Но о каких-либо теоретических выводах или хотя
бы о произвольных спекуляциях шумеров, связанных с астрономическими расчетами,
мы ничего не знаем. Нет никакого сомнения в том, что астрология как система
взглядов зародилась в Вавилоне и Ассирии, то есть уже после гибели шумерской
цивилизации. Но, несомненно, и то, что в истоках астрологии находится шумерское
мироощущение, основанное на соответствии между содержанием помесячного ритуала
и именем восходящего в данном месяце созвездия, между событием социальной жизни
и появлением на небе феномена вроде затмения или кометы. Для шумеров такое
чувство жизни как подобия, жизни как соответствия было органичным, в этом,
можно сказать, проявлялась имплицитная сторона их религии и идеологии. Но для
наследников Шумера их ощущение жизни приобрело характер доктрины, рационального
постулата. Вместе с совершенствованием вычислительного искусства астрономов
детализировалась и предсказательная литература, причем астрологи к концу
клинописной цивилизации Двуречья имели уже несколько основных пособий, своего
рода учебников, по которым учились вплоть до эпохи Селевкидов и Парфянского
царства.
|
|