|
наблюдения. К этому времени астрология и медицина переплелись достаточно тесно,
и врачи, прописывая пациенту лечение, учитывали звездное время не только его
появления на свет, но и возникновения болезни. Английская королева Елизавета I
обратилась к знаменитому астрологу Джону Ди, чтобы он предсказал ей наиболее
благоприятное время коронации, и с тех пор постоянно пользовалась его услугами.
Он предупредил королеву и о походе испанцев с их «Непобедимой армадой» (правда,
этот прогноз мог быть и не совсем астрологическим, поскольку Ди «по
совместительству» был еще и шпионом!).
Астрологам следующего поколения выпали счастье возвести астрологическую
медицину на вершину развития, но и печаль узреть первые признаки ее упадка.
Самым известным среди них был Николас Кулпепер: благодаря ему мы знаем, что,
чем и как лечили в Англии XVII века. К сожалению знания наши не получили
практического воплощения: его объемистый труд «Травник», в котором не только
каждое описанное растение «привязано» к определенной планете, но и приведено
множество других астрологических наблюдений, так и остался невостребованным.
Зато другая работа — «Об астрологической природе заболеваний», изданная
в 1655 году и суммирующая знания и методики, возникшие и развившиеся за
минувшие века и даже тысячелетия, до сих пор остается классическим справочником
по астрологической медицине. Кулпепер делает четкое различие между отваром или
настоем из лекарственной травы, которые каждый может приготовить себе сам, и
«химическими маслами», теперь называемыми «эфирными». Эти масла готовятся
аптекарем, обладают куда более сильным действием по сравнению с отварами и
настоями, и Кулпепер всячески подчеркивал, что пользоваться ими следует с
осторожностью и знанием дела.
Значение книг Кулпепера еще и в том, что они были написаны по-английски,
а значит, всякий, кто знал грамоту, мог их прочесть и получить сведения о
лекарственных растениях, астрологии и практическом лечении. Тот факт, что
Кулпепер был не врачом, а простым аптекарем, только подлил масла в огонь, когда
на него с яростной критикой набросились члены Королевской коллегии врачей.
К тому времени в медицине уже начали применять некоторые нерастительные
препараты, порой весьма ядовитые. Например, сифилис лечили ртутью, погубившей
больше жизней, нежели само заболевание. К тому же врачи стали пренебрегать
астрологическим подходом к лечению, столь широко применявшимся прежде. Чем
более медицина отворачивалась от природы, тем далее она отходила и от звезд.
В некоторых общественных кругах нападкам стала подвергаться и сама
астрология. Вильяма Лилли, великого современника Кулпепера, не однажды
заключали в тюрьму по обвинению в государственной измене, а также за
предсказание будущего: он предсказал — и довольно точно — Великую чуму и
лондонский пожар. Во время разбирательств его даже обвинили в том, что пожар он
якобы сам и устроил, дабы его предсказание сбылось.
К концу XVII века астрология в целом, и медицинская в частности,
окончательно впала в немилость, по крайней мере в Англии, хотя в некоторых
университетах Европы ее еще продолжали преподавать. Общество стал раздражать и
сложный, символический, загадочный, нередко вводящий в заблуждение язык
астрологии, разработанный еще в средневековый период, и ее связь с алхимией.
Начиналась эпоха Просвещения с ее приверженностью науке, логике и ясности. В
медицине развитие хирургии и знание анатомии вытесняли старое учение о
темпераментах. Знание о лекарственных растениях, конечно, сохранилось, но по
большей части на уровне деревенских знахарок и ведуний, а их к тому же нередко
отправляли на костер, обвинив в ведьмовстве. Великих мыслителей уже не влекла к
себе астрология, к ней все более и более относились как к предрассудку.
Ситуация изменилась лишь к концу XVIII столетия, с выходом в свет в
Англии в 1790 году «Новых и полных разъяснений к оккультным наукам» Эбенезера
Сибли. Астрология вновь стала занимать умы серьезных мыслителей в начале XIX
века благодаря интересу к ней таких «властителей дум» того времени, как Ричард
Кросс Смит, писавший под псевдонимом Рафаэль, и Ричард Моррисон, известный как
Цадкиль. Они организовали в Англии первое астрологическое общество, выпускали
специальные журналы и без устали разъезжали с лекциями. В конце XIX века Алан
Лео ввел в астрологию спиритуалистическое направление и основал Астрологическую
ложу Теософского общества. А вот медицинской астрологии пришлось дожидаться
своего возрождения вплоть до конца XX века.
Начало века ознаменовалось необыкновенным ростом популярности
астрологии: в Англии ей посвящали первые колонки газетных страниц, а во Франции
Рене-Морис Гаттфосс рассеял семена того, что мы теперь зовем ароматерапией. Он
сам и ввел этот термин. Работая химиком в семейной косметической фирме, где
эфирные масла широко применяли как ароматические вещества, он заинтересовался
их лечебными свойствами и принялся исследовать всерьез. Исследования привели к
первой книге по ароматерапии в ее нынешнем понимании. Впрочем, не следует
забывать, что эфирные масла и цветочные эссенции применялись в парфюмерии еще в
Средние века.
Следующим популяризатором ароматерапии во Франции стала Маргарита Мори,
продолжившая труд Гаттфосса. В конце концов она переселилась в Англию, и именно
ее ученикам мы обязаны расцветом этого искусства в англоязычных странах. Другой
важной фигурой стал доктор Жан Вальне, в 1950-х годах работавший военным
хирургом во Французской армии и много сделавший для развития ароматерапии.
Рост популярности холистической (целостной) альтернативной медицины —
ароматерапии, фитотерапии и гомеопатии — совпал с открытием малой планеты Хирон.
Ведь в 1977 году, тогда же, когда обнаружили и астероид, был впервые
опубликован труд Робера Тиссерана «Искусство ароматерапии», в котором свойство
каждого эфирного масла «увязывается» с какой-нибудь планетой. В своей работе
|
|