|
орошие манеры вышли из моды, установить
трудновато, однако начала были заложены году этак в 1947-м, когда Стивен Поттер
опубликовал небольшой трактат под заглавием «Теория и практика игр, или
Искусство победить в Игре не плутуя». Среди многих банальных принципов,
касающихся ведения игры и методики достижения победы, там числился и такой:
«Заставьте вашего соперника ощущать, что что-то не так, пусть и не очень». Еще
один гласил: «Полагайтесь на общее правило следующего содержания: букет всегда
лучше, чем вкус. И наоборот».
Возможно, лучшим мастером этой самой науки побеждать был Джимми Коннорс,
уличный боец от тенниса, выработавший свой собственный кодекс, в котором
основополагающими были правила собственного удобства, а не хорошего тона.
Послужной список Коннорса на корте достаточно пространен и написан крупными
буквами. Вот он, голубок, невозмутимый и горделивый, обменивается репликами с
публикой. Вот, явно не страдая избытком любезности, кривится как молокосос,
переевший зеленых яблок, и что-то бурчит. А вот, прыгая на месте как
Румпельстилтскин [39] , направляет поток едких слов в сторону какого-нибудь там
бедолаги, которому выпала участь судьи на линии.
Эти громкие слова и неотесанные манеры предназначались для того, чтобы
приносить ему победы на корте, однако друзей подобное поведение принести едва
ли могло, и большинство представителей теннисного мира видели в Коннорсе
персону, достойную осуждения. К их числу принадлежал Том Оккер, называвший его
ребенком. Обычно любезный Род Лейвер посмеивался, утверждая, что Коннорс
«наверно, считает себя шедевром мироздания, уступающим только напитку
"Севен-ап"»; а Стэн Смит высказал свое недовольство следующим образом: «Он
делает такие вещи, которые раздражают многих людей».
Но если Коннорс и был смесью хама и игрока, то доминировал все-таки игрок, и
его прямолинейная манера контрастировала со всеми подковерными нарушениями
конвенций – с его «представлениями о поведении игрока», как выразился Артур Эш.
Обладая прямым форхендом и двумя вариантами бэкхенда, нанося удары без лишних
телодвижений, Коннорс играл, по его собственным словам, «более компактно», чем
его соперники.
У него было еще одно ценное качество: безграничный запас энергии. Эш,
описывавший его игру, подвел итог следующим образом: «Коннорс, безусловно,
наделен духом бойца. Он будет охотиться, выкладываясь до предела». Играя в
такой манере, стройный как борзая и наделенный волчьей хваткой, Коннорс
настигал мяч резким, карающим ударом или же просто летел к нему, не касаясь
ногами земли, вытаскивая явно неберущиеся удары; или устремлялся к сетке,
приняв подачу соперника, пресекая все их ответные удары; или же просто вводил
соперников в состояние оцепенения своими быстрыми и сильными ударами. «Играть с
ним, это все равно, что драться с Джо Фрезером, – сказал телекомментатор Дик
Стоктон. – Этот парень всегда нападает. Он никогда не расслабляется».
Коннорс усвоил свои тигриные качества еще у колен своей матери и бабушки, ее
матери. В буквальном смысле этих слов. Познакомившись с игрой в возрасте аж
двух с лишком лет, когда управляться с ракеткой еще сложно, мелкий еще Джимми
принял игру «как часть самого себя», вспоминала его мать Глория Томпсон Коннорс,
прежде выступавшая на корте и считавшаяся тринадцатой в стране среди юниоров.
И именно она вбила в него некоторые качества, которые сделали его таким упрямым,
не знающим пределов допустимого бойцом. «Когда он был маленьким, если мне надо
было сделать попытку, я так и поступала, чего бы мне это ни стоило», –
вспоминала она. А потом еще приговаривала: «Видишь, Джимми, даже твоя мать
обязана сыграть так».
Потом Коннорс вспоминал: «У нас на заднем дворе был тренировочный корт, и я
всегда играл с кем-нибудь из них. Они всегда ездили со мной на турниры, а потом,
когда я ходил в старшую школу, заезжали за мной после школы, чтобы отвезти на
тренировку».
Когда Джимми исполнилось шестнадцать, его мать поняла, что достигла своего
предела, и принялась искать в округе человека, способного вывести ее дитятю на
следующий уровень. Случилось так, что она обратилась к услугам своего старого
знакомого Панчо Сегура, закаленного в турнирах ветерана, преподававшего в
теннисном клубе «Беверли-Хиллз», и уговорила его взять Джимми на обучение.
На Правом берегу – и повсюду – давно считали, что в Лос-Анджелес стоит ехать
лишь затем, чтобы отточить свой бэкхенд. Именно это и сделал Джимми, и Сегура,
являясь одним из первых игроков, использовавших хватку двумя руками при
бэкхенде, внес еще одно важное измерение в неровную, но подавляющую своей мощью
игру молодого человека: патентованный бэкхенд, настолько сочный и
привлекательный, что удар этот вызывал у некоторых кулинарные ассоциации.
Джимми остался на Левом берегу, чтобы посещать колледж. Однако после первого
курса, победив в первенстве НКАА среди одиночников, он решил, что может
добиться большего, оставил колледж и ступил на мощенную золотыми кирпичами
дорогу.
Он поступил к Рику Риордану, учредителю тура, который сказал ему так: «Если ты
хочешь стать вторым в одной из групп мирового теннисного чемпионата, то не
станешь никем. Но если ты стремишься стать самым известным теннисистом мира,
иди со мной». Джимми стал профессионалом в 1972 году и выиграл два своих первых
турнира. Под руководством Риордана Коннорс закончил свой первый год с
семьюдесятью пятью победами, заняв первое место среди американских
мужчин-профессионалов и заработав 90000 долларов. Это – второй показатель по
призовым.
На следующий год он победил в чемпионате США среди профессионалов и поделил
первое место в рейтинге американской теннисной ассоциации со Стэном Смитом в
результате опроса, который открове
|
|