|
себе внимание «Индианаполис Рейсерс» из
возникшей на ровном месте Всемирной хоккейной ассоциации, и он подписал с
командой четырехлетний контракт на сумму 875000 долларов. Но уже после восьмой
игры «Рейсерс», пребывавшие на тонком в финансовом отношении льду, обнаружили,
что этот еще не брившийся новичок представляет собой отличную монету, и продали
его контракт «Эдмонтон Ойлерз», также входившей тогда в ВХА.
Словом, Гретцки собрал свои клюшки и переехал в Эдмонтон, чтобы в одиночку
приступить там к штурму книги рекордов. В своем первом полном году игры в
«крупной» хоккейной лиге, еще за три года до достижения совершеннолетия, игрок,
которого теперь называли Мальцом, набрал 104 очка, забросив 43 шайбы и сделав
61 передачу. Однако критики вновь принялись водить носами: это же всего лишь
ВХА, лига, составленная из игроков бывших или не реализовавшихся. В 1979-м ВХА
упразднили, и Эдмонтон вошел в состав старой доброй Национальной хоккейной лиги.
А Гретцки, заиграв уже среди самых «старших», обрел буквально звездную яркость
и подтвердил свой статус, набрав 137 очков при 51 шайбе и 86 передачах.
В следующие годы его карьера покатилась по уже накатанной колее, и Гретцки
продолжал извлекать рекорд за рекордом из бездонной шляпы собственных
достижений, став первым хоккеистом в истории НХЛ, превзойдя отметку в 200 очков
– и не один, а четыре раза! – забросив за сезон рекордные 92 шайбы, и т д., и т
п., поставив столько рекордов, что мозги статистиков начинали вращаться
вхолостую, путаясь во всех этих цифрах.
Хотя серебряный конек Гретцки измерили вдоль и поперек, а поклонники уже не
знали, каким еще именем назвать своего героя, ему по-прежнему не удавалось
покорить своих хулителей. Ибо эти хранители священного огня хоккейной игры,
постепенно редеющие, относились к этому благородному занятию с соответствующим
трепетом, почитая традиции, восходящие ко дням «Первоначальной шестерки» клубов,
образовавших НХЛ, и рассматривая и расширение, и побочные продукты его – такие,
как Гретцки с его возком рекордов – в качестве мерзости запустения. Число
новых команд в НХЛ настолько шокировало этих людей, что один из них даже
заметил, что если ему придется лицезреть встречу «Ракет» с «Акулами», надо,
наверное, пояснить, где она происходит – на хоккейной площадке или в
«Вестсайдской истории» [30] .
Их также смущал хоккейно-шахматный стиль Гретцки, полностью не похожий на все
известное. По их мнению, он обладал лишь средней скоростью, менее чем средним
ростом и посредственными оборонительными способностями. Черт побери,
возмущались они, он не любит силовой борьбы. Кроме того, как намекали некоторые,
он предпочитает не сталкиваться очертя голову на поле с верзилами, очищавшими
площадку от соперников, в особенности с теми из них, кто ведет шайбу.
Однако ключ Гретцки представлял собой комбинацию движений, которые позволяли
ему избегать столкновений с крепкими и злонамеренными защитниками, сохраняя при
этом контроль и над шайбой, и над игрой. Как сказал один из партнеров по
команде о воистину гейгеровской чувствительности Гретцки: «…похоже, что у него
перед глазами где-то было укреплено зеркальце заднего вида».
Центрфорвард Анри Ришар, прославившийся своими удивительными движениями,
как-то сказал об этом вундеркинде: «Я еще ни у кого не видел таких движений».
Их нужно было видеть, вставлять в рамку и закладывать между страницами учебника
по хоккею – для последующих поколений. Вот он изгибается, словно удирающий от
собак заяц, чтобы опередить шайбу; вот мчится за ней, словно пес за фазаном, не
отводя глаз от полета этой круглой птахи. И всегда, тактически грамотно и
инстинктивно выбирая место, он понимал, где находится и чего хочет добиться.
Оказавшись возле шайбы, столь же вожделенной для него, как для кота сметана,
он обращался к своему экстрасенсорному восприятию, чтобы выйти на позицию,
удобную для броска или паса, часто располагая для этого лишь пространством
размером в салфетку – особенно за воротами. Гарри Синден, генеральный менеджер
«Бостон Брюинз», увидев Гретцки, не поверил своим глазам и заметил: «Гретцки
видит то, чего не видит никто».
Было трудно, если не невозможно поверить в то, что этот тонкий, едва ли не
тощий игрок с юным лицом и копной светлых волос сумел переписать книгу
хоккейных рекордов, воспользовавшись для этого стилем шахматного гроссмейстера.
Но он делал это, причем неоднократно.
Сделав установление рекордов профессией – их было пятьдесят девять по
последнему счету, Уэйн Гретцки занес свое имя на страницы книги рекордов всего
спорта, став статистически наиболее выдающимся атлетом в истории спортивных игр.
ЭДВИН МОЗЕС
(родился в 1955 г.)
Для большинства знатоков спорта величайшей фигурой в своем постоянстве
остается Джо Ди Маггио и его невероятно результативная серия в 56 игр, рекорд,
остающийся вечным монументом его постоянству, упорству и блеску. Но если вам
нужно еще более выдающееся достижение, мы предлагаем вашему вниманию имя Эдвина
Корли Мозеса, одержавшего подряд 122 победы в беге на 400 метров с барьерами,
поставив тем самым себе монумент в 2,1785714 раза более высокий, чем у Ди
Маггио, если воспользоваться компьютером.
Дело в том, что Эдвин Мозес был мастером в сведении искусства барьерного бега
к науке, связывающей компьютеры, ф
|
|