|
з» самый выгодный из всех контрактов,
заключавшихся с новичками. И с той минуты, когда коньки его соприкоснулись со
льдом, Орр начал приносить доход. Один из новых товарищей по команде, поглядев,
как новичок обращается с шайбой, подъехал к Орру и сказал: «Я не знаю, сколько
тебе платят, но, судя по всему, это все равно слишком мало».
Устроив новичку «крещение» на льду, то есть знакомство с ударами клюшек таких
хоккеистов, как Горди Хоу, и после зубодробительных столкновений с защитниками
вроде Джона Фергюсона поняв, что Орра не запугать и не стоит напрасно тратить
время, коллеги начали смотреть на него с завистью и восхищением. «Он был
звездой, – сказал тренер Гарри Синден, – с того самого времени, как на первой
игре его первого сезона исполнили национальный гимн».
Орр порхал по льду лишь потому, что у него не было крыльев, чтобы летать,
оставляя своих оппонентов пыхтящими и ничего не понимающими. Один из игроков,
попытавшись объяснить феномен Орра, сказал: «У него 18 скоростей». Однако
главное было не в скорости, а в содержании игры, так как Орр, действуя в
качестве четвертого защитника, опроверг утверждение, что защитник не может
играть в нападении.
В конце своего первого сезона этот молодой человек был удостоен НХЛ звания
«Новичок года». После второго его наградили призом «Норриса», провозгласив его
лучшим защитником лиги. Ну а в третий сезон, кампания 1969—1970 годов, наступил
полный расцвет достигшего зрелости игрока. Ибо в тот год Орр, оставаясь
защитником, стал первым в истории игроком обороны, который сделался лучшим
снайпером. Довершая свой «хет-трик», он также добился награды как самый
полезный игрок лиги, вновь был награжден призом «Норриса» как выдающийся
защитник, а также призом «Конна Смита», присуждаемым самому ценному игроку
плей-офф, результатом которого стала первая победа команды Орра в розыгрыше
Кубка Стенли после 1941 года.
Скотти Боумен, на глазах которого его собственная команда «Сент-Луис Блюз»
уступила финал Кубка во встрече с «Брюинз» (победный гол в овертайме забил Орр),
только качал головой и приговаривал: «Говорят, что «Брюинз» начали свое
возрождение в том году, когда Орр заключил с клубом контракт. Не верю. По-моему,
свое возрождение они начали в 1948 году, когда родился Бобби Орр».
Однако в сезоне 1969—1970 годов Орр только входил во вкус. Следующие шесть лет
он непрерывно пил из чаши успеха, набирая каждый раз более 100 очков за сезон;
он завоевал еще два приза как самый полезный игрок в команде (при этом стал
первым игроком в истории НХЛ, который выиграл этот приз три года подряд);
получал приз «Норриса» как самый лучший защитник лиги следующие шесть сезонов.
Орр целых восемь лет бегал, а точнее, раскатывал на коньках в качестве почти
постоянного владельца этого приза, и вновь привел «Брюинз» к обладанию Кубком
Стенли в 1972 году (отнюдь не случайно Орр был назван при этом самым полезным
игроком плей-офф, так как опять забил победный гол).
К этому году он уже был назван величайшим игроком обороны в истории хоккея. И
более того, Милт Шмидт, генеральный менеджер Бостона, назвал Орра «величайшим
игроком из всех существовавших и нынешних». А Кен Драйден, вратарь «Монреаль
Канадиенс», добавил: «Орр лучший в хоккее. Я не знаю игрока, который столь
очевидным образом доминировал бы в командном виде».
Прежде чем Бобби Орр наконец покорился боли, прежде чем его подвели колени,
пострадавшие во многих сокрушительных столкновениях, ему довелось оставить
собственную марку – знак наиболее совершенного игрока в истории хоккея. И
навсегда доказать, что защитник вправе играть в нападении. Орр умел это делать
и преобразил свою любимую игру.
ПААВО НУРМИ
(1897—1973)
Нурми впервые появился на спортивной арене в 1920 году на летних Олимпийских
играх в Антверпене: двадцатитрехлетний стайер, грудь колесом, нелюбопытные
глаза, заостренные, словно у эльфа, уши и бесстрастное лицо, обладателя
которого явно невозможно чем-либо удивить. Однако не облик его, а манера
соревноваться привлекли внимание международной спортивной общественности, его
целеустремленный бег, прямая спина и шея, размеренный шаг – до последнего
мгновения перед финишем, когда он срывался в финальный спурт, словно гончая,
наконец увидевшая кролика.
Нурми проиграл первый вид своей олимпийской программы, забег на 5000 метров,
по неопытности позволив французу Жозефу Гийемо диктовать темп и обойти себя на
финишной прямой. Через три дня Нурми получил возможность возместить потерянное
на дистанции 10000 метров. Стоявший в высоком старте возле Гийемо Нурми
проворонил старт, с которого первым ушел шотландец Джеймс Уилсон, смотревший
вперед с видом человека, не желавшего, чтобы его отвлекали. Однако за два круга
до финиша Нурми наконец вышел вперед, и, хотя Гийемо ненадолго обогнал его на
последнем круге, финн предпринял новое усилие и опередил его на финише. За этим
на играх 1920 года последовали еще два золота – в личном и командном кроссе на
10000 метров.
Тем не менее Нурми, как любитель совершенства, остался неудовлетворенным. Его
постоянно мучили воспоминания о выступлении на играх 1920 года, и особенно о
поражении в беге на 5000 метров. Вернувшись в свой родной Турку, Нурми
разработал жесткую схему тренирово
|
|