|
дуэлям. На Волковом поле 12 ноября 1817 года состоялась знаменитая «дуэль
четверых» — Шереметьев, Якубович и Грибоедов, Завадовский. Шереметьев был
смертельно ранен. Графу Завадовскому пришлось покинуть Россию, да и в судьбе
Грибоедова дуэль эта сыграла роковую роль: в известной мере она определила его
жизненный путь и надломила душу. Долго Грибоедова преследовал образ умирающего
Шереметьева, угрызения совести часто не давали покоя.
Истомина оказалась, что называется, «роковой» женщиной, но в своих
романах она никогда не преследовала корыстных целей, никогда не была
содержанкой.
Невозможно взять в толк, почему сегодняшнее время называют стремительным.
Современный человек лишь к сорока годам с трудом достигает общественного
успеха, а представительницы слабого пола лишь к «полтиннику» познают истинную
радость любви. Сегодняшняя культура ориентирована на зрелость и долгожительство
— будто у человека впереди ещё бессчётное количество лет и он не торопится
реализоваться — актрисы в семьдесят играют Джульетт, богатые мужчины к
шестидесяти заводят детей, а балерины ставят рекорды долголетия на подмостках.
Истомина сошла со сцены вместе со сменой эпох. Пушкинский период
закончился и вместе с ним закончилась слава нашей героини. Она больше не
получала ролей, романтические балеты забылись и даже любимые нежные
белоголубые тона сценических костюмов сменились тяжёлыми малиновыми и синими
цветами. А ведь Истоминой было всего лишь тридцать семь, когда состоялось её
последнее представление…
Она доживала свой век тихо и неприметно, вдали от шумного света, со
скромным мужем — безвестным драматическим актёром Павлом Экуниным, а умерла от
холеры. «Литературная газета» с грустью известила о кончине «некогда знаменитой
танцовщицы» маленькой статейкой, стыдливо притаившейся в неприметном разделе.
Современникам казалось, что Истомина осталась в прошлом, но они не знали,
что сквозь эпохи прорвутся к потомкам слова:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина.
ЖОРЖ САНД
(1804—1876)
Настоящее имя Аврора Дюпен. Французская писательница. Проповедовала в
многочисленных романах и повестях идеи освобождения личности, в том числе
эмансипации женщин. Наиболее известны романы «Индиана» (1832), «Орас»
(1841—1842), «Консуэло» (1842—1843).
Звезда этой женщины, скрывающейся под мужским именем, горит на
литературном небосклоне необычайно ярко. Пожалуй, трудно найти писательницу,
которая сравнялась бы славой и талантом с Жорж Санд. А в жизни она была земной
женщиной и до обидного мало придавала значения своим литературным заслугам. Её
истинным стремлением было движение к абсолютному — сначала к любви, а потом к
природе, к Богу. Она во всём пыталась отыскать подлинные, нефальшивые ценности,
и оттого её постигли все те огромные душевные муки, которые свойственны людям
неординарным, наделённым какимлибо божественным даром.
Морис Дюпен, бравый адъютант наполеоновской армии, повстречал в Милане
красивую, весёлую женщину, которой было уже за тридцать. Была она комедианткой,
имела ребёнка от предыдущего любовника, да и, вообще, годилась только на роль
легкомысленной подружки военного времени Но волею судьбы этот мимолётный роман
перерос в серьёзное чувство, и как бы ни противилась мать Мориса — образованная
добропорядочная аристократка, любовники поженились. А вскоре на коленях у
бабушки уже лежала внучка, на лице которой госпожа Дюпен разглядела знакомые
тёмные бархатные глаза её предков.
Детство Авроры прошло среди непримиримой вражды её матери со свекровью.
Морис умер в 1808 году, а женщины продолжали всю жизнь выяснять отношения.
Девочка, как победный вымпел, переходила от одной враждующей стороны к другой,
пока, наконец, мать, занятая личными проблемами, не удалилась в Париж, оставив
Аврору на попечение бабушки.
Когда Авроре было 14 лет, бабушка поставила внучку на колени возле своей
кровати и рассказала всё, что она думала о себе, своём сыне и безнравственной,
развратной снохе — «этой погибшей женщине». Бедная девочка пережила шок,
услышав откровение бабушки. Аврора забросила учение, стала бунтовать, за что и
была «сослана» в женский Августинский монастырь. Этому заведению девушка была
обязана большими и счастливыми переменами в себе. Здесь и проявились её
способности к серьёзному осмыслению жизни. Здесь она приобрела экзальтированную
набожность и веру в мистическое слияние с Богом, которая осталась в Жорж Санд
навсегда. Здесь же, благодаря учтивости монахинь, изучение правил хорошего тона
выработали у Авроры очаровательные манеры, которые в продолжение всей её жизни
придавали дерзким выходкам изящество и лёгкость.
Бабушка умерла, когда Авроре ещё не исполнилось семнадцати, и в
фамильное имение Дюпен — Ноан въехала торжествующая сноха. Она жаждала, наконец,
восстановить свои попранные права не только на семейное богатство, но и на
дочь. Весной 1822 года мать хотела принудить Аврору выйти замуж за человека,
одна мысль о котором была девушке ненавистна. Конфликт едва не завершился
|
|