|
Дурова, приехав в Петербург, произвела фурор в модных салонах. На неё дивились,
рассматривали как обезьянку, но общаться с нею было неудобно, непривычно. Она
зло отдёргивала руку, если ктото из мужчин, растерявшись, пытался её
поцеловать. Сам Пушкин смущался и спешил сократить визит. Но «Записки» ему
понравились. Это была странная, единственная в своём роде мистификация, обаянию
которой поддавались читатели.
Уехала из Петербурга Дурова огорчённая, не понятая никем, попрежнему
одинокая. «Записки» увидели свет, но это принесло мало радости в её жизнь.
Судьба уготовила ей долгий срок на земле, словно отмеренный на две жизни.
АВДОТЬЯ ИЛЬИНИЧНА ИСТОМИНА
(1799—1848)
Русская балерина. С 1816 года ведущая танцовщица петербургской балетной
труппы. Первая исполнительница партий в балетах на пушкинские сюжеты.
Она была спутницей юности А.С. Пушкина, той богемной подругой,
талантливой, искромётной, воспоминания о которой согревают в трудные, тоскливые
минуты жизненных неудач. По выходе из Лицея молодой поэт становится
завсегдатаем театра и страстным поклонником хорошеньких «актёрок». Это было для
него беззаботное, весёлое время необязывающих влюблённостей и кутежа, время
дружеских пирушек и застолий. И посреди их сумасшедшего мужского круга царила
она — Дуня Истомина с огненными чёрными глазами, похожая на черкешенку, гибкая,
как тростинка, непосредственная, с ярким, буйным темпераментом.
В среде блестящей молодёжи XIX века считалось непременным условием
воздыхать по балерине, актрисе, певице, дарить цветы, волочиться и попадать в
скандальные истории, но по Истоминой страдали многие, ох как многие молодые
повесы. Дуня умела привлечь к себе внимание. Лёгкая в общении, обаятельная, что
называется, «без комплексов», она запросто сходилась с мужчинами, но главным в
ней было всё же то обаяние, талант, которыми безродная Дуня была щедро одарена
от матушкиприроды.
В театральное училище её, шестилетнюю девочку, привёл какойто флейтист.
Кем он приходился Дуне, отчего решился определить её в «артистки» — неизвестно,
но то, что с таинственным музыкантом сама судьба постучалась в двери Истоминой,
совершенно ясно. Девочка попала в класс крупнейшего педагога, постановщика,
новатора балета Шарля Дидло. С ним русский балет вышел на путь новаций, получил
европейское признание. Дидло одним из первых освоил романтические темы и образы
в постановке танцев, создал новую балетную технику, привнёс новые сценические
приёмы. Он ближе всех из современных ему балетмейстеров подошёл к пальцевой
технике танца. Конечно, для осуществления своих творческих замыслов Дидло
необходима была балерина, непохожая на прежних танцовщиц. Такой «музой»,
способной вырваться из канонов, довериться неизведанному, способной претворить
на сцене самые дерзкие для того времени новации, и стала Истомина.
Дебют Авдотьи Ильиничны состоялся 30 августа 1816 года в балете «Ацис и
Галатея». Семнадцать лет — возраст торжествующей юности, необыкновенная
лёгкость, прекрасное лицо — такою предстала перед зрителями Галатея в
исполнении Истоминой и надолго осталась властительницей дум «золотой» молодёжи
того времени. Двенадцать лет эта роль актрисы пользовалась неизменным успехом.
С нею в русский театр, в общественную жизнь России врывался свежий ветер
перемен. Истомина, не помышляя о том, невольно становилась провозвестницей
новой жизни. Уже в этом первом балете в маленькой нимфе жила прекрасная
человеческая душа, доброе, готовое к самопожертвованию сердце, презрение к
опасности. Пожалуй, здесь и намечалась основная тема, которая столь волновала
русское общество и которую до последнего дня своей сценической жизни пронесла
великая танцовщица — высокая человечность и героизм.
Это было время, когда ещё не существовало «Лебединого озера», не было
«Жизели» и всех тех дежурных партий с их отработанными техническими приёмами,
по которым отмечается мастерство танцовщицы. Это было время, когда балет ещё
«путался» с пантомимой и когда авторы стремились прежде всего любыми путями
рассказать историю. Это было время, когда от балерины обязательно требовался
драматический талант, который невозможно было восполнить чисто танцевальными
приёмами. Истомина идеально совмещала в себе редкую грациозность и мастерство
комедийной и драматической актрисы.
Авдотья Ильинична уже в первые годы своей карьеры поражала современников
способностью создавать живые и совершенно разные образы богатством мимики,
точностью жеста, глубиной проникновения в характер. Виртуозность её танца —
лишь одна из сторон большого, многогранного таланта. Превосходная комедийная
актриса, она, по свидетельствам современного ей театрального критика, не только
«танцует с величайшей живостью и проворством, она отличная балетная актриса для
ролей резвых и хитрых девиц».
Нередкими в те времена бывали случаи, когда танцовщицы назначались на
роли в драматических спектаклях. Так, крупнейший театральный автор той эпохи —
Шаховской — написал специально для Истоминой образы героинь в двух водевилях.
Зная блистательные способности Авдотьи Ильиничны в танце, естественно
предположить, что автор решил использовать их в своей пьесе. Не тутто было!
Мало того, что персонажи Истоминой наделены многоречивым текстом, они ещё и
довольно сложны по характерам, попадают в самые разнообразные житейские
ситуации. Обе Зефиреты из водевилей Шаховского почти не уходят со сцены, а
Зарницкая — путешествующая танцовщица — роль не просто «ведущая» по нынешней
терминологии, а заглавная.
|
|