|
адон, по словам Ксенофонта, неоднократно исполнял поручения эфоров
и при этом пользовался услугами корпуса «всадников». Руководитель заговора, по
рассказу Ксенофонта, «был юноша, сильный телом и духом, но не принадлежавший к
сословию гомеев». Кинадону было никак не меньше 30 лет.
Труднее определить социальный статус Кинадона. По утверждению Ксенофонта,
руководитель заговора не принадлежал к сословию «равных» – к политической элите
спартанского общества, бесспорно одно – он был спартанским гражданином. По
неизвестным нам причинам его социальный статус был понижен, и он попал скорее
всего в разряд гипомейонов (так в Спарте называли спартиатов, которые потеряли
часть своих гражданских прав).
Среди видных участников заговора Ксенофонт также называет прорицателя
Тисамена (по всей видимости, он был представителем знаменитого жреческого рода
Иамидов из Элиды). Его дед, также Тисамен, в 480 году был принят в спартанскую
общину и на протяжении многих лет занимал пост главного жрецапрорицателя в
Спарте. По словам Геродота, Тисамен и «его брат были единственными иностранцами,
которые сделались спартанскими гражданами». Тисамен, как и Кинадон, был
спартиатом, причем достаточно видным, а участие такого человека в заговоре
свидетельствует о глубоком расколе спартанской общины. Еще одним
доказательством тому, что тайное общество Кинадона состояло по преимуществу из
спартиатов, служит замечание Ксенофонта о вооружении заговорщиков. Они имели
собственное оружие. А в Спарте только граждане имели право в мирное время
носить оружие.
Ксенофонт усматривал цель заговора в удовлетворении социального
честолюбия той части спартиатов, которые не имели права входить в состав общины
«равных». Аристотель главную причину заговора видел в эгоистических интересах
Кинадона, которым двигало исключительно личное честолюбие. По его словам,
Кинадон устроил вооруженный заговор против спартиатов изза того, что, «будучи
человеком мужественным, не занимал в государстве надлежащего почетного
положения».
Для уяснения всей совокупности причин, приведших к заговору Кинадона,
надо иметь в виду следующие факторы. Вопервых, возникновение в период
Пелопоннесской войны «новой аристократии», которая по своему социальному
составу была далеко не однородна. Однако в экстремальных условиях войны эти
люди ничем не отличались по своему статусу от представителей общины «равных».
Вместе с Лисандром, знаменитым спартанским полководцем, героем Пелопоннесской
войны, они участвовали в далеких походах, занимали самые видные посты в армии,
назначались правителями (гармостами) покоренных городов. Там, за пределами
Спарты, об их происхождении никто и не вспоминал. Но кончилась война, и все
изменилось.
Вовторых, не исключено, что ядро заговора состояло в основном из бывших
сподвижников Лисандра, которые и после войны не потеряли контактов со своим
полководцем. Впрочем, нет никаких данных об участии Лисандра в заговоре. Однако
Лисандр с его опытом организации всякого рода гетерий – дружеских обществ –
вполне мог стоять за кулисами событий. Тут можно учесть и его собственное не
совсем чистое происхождение, и предыдущий опыт обращения к низам общества
отдельных политических деятелей Спарты. Во всяком случае, в этом обвиняли таких
из них, как Клеомен и Павсаний. Не объясняется ли столь скорая и решительная
расправа эфоров над заговорщиками их желанием замять политический скандал, коль
скоро в нем был замешан Лисандр?
Следующая причина – это наличие в стране политического кризиса. Об
ожесточенной борьбе в Спарте после окончания Пелопоннесской войны
свидетельствуют многие факты: споры и разногласия по поводу денег, присланных
Лисандром из Малой Азии, противоречивое поведение Спарты по отношению к Афинам
в 403 году, борьба за престолонаследие и узурпация власти Агесилаем, опала
Лисандра, изгнание царя Павсания и т. д.
Если первую часть рассказа Ксенофонта можно назвать историей заговора
Кинадона, то вторая часть представляет собой историю «контрзаговора» эфоров. С
большим знанием дела Ксенофонт перечисляет те меры, которые были предприняты
эфорами. Так, Ксенофонт говорит, что «они не созвали даже так называемой малой
экклесии», но совместно со старейшинамигеронтами вынесли общее решение выслать
Кинадона из города и арестовать его в Авлоне. Эфоры, над которыми нависла
опасность, степень которой они не знали, добивались поддержки герусии (совета
старейшин) на тот случай, если в дальнейшем их действия показались бы спорными.
Для того чтобы изолировать Кинадона и тайно обезглавить заговор, эфоры
выдумали правдоподобный предлог – Кинадона послали в Авлон (Северная Мессения)
и приказали «ему привести… несколько авлонитов и илотов, имена которых были
написаны на скитале». Ксенофонт, желая пояснить причину такого решения властей,
добавляет, что «Кинадон уже не раз исполнял такого рода поручения эфоров».
Повидимому, он был постоянным участником подобных карательных отрядов, которые
время от времени прочесывали спартанскую территорию. Так что выдумка, к которой
прибегли эфоры, чтобы удалить Кинадона из города, бесспорно, была правдоподобна.
Узнав о заговоре, эфоры решили вовлечь в свой «контрзаговор» старшего
гиппагрета, одного из трех руководителей спартанского корпуса «всадников»
(именно эфоры назначали их на должность). Согласно тайной инструкции,
полученной от эфоров, гиппагрет послал вместе с Кинадоном в Авлон несколько
подчиненных ему «юношей», которые были поставлены в известность о предстоящей
им тайной миссии. Для страховки эфоры послали в Авлон также конный отряд, о чем
Кинадон, естественно, не знал.
В Авлоне все произошло по разработанному эфорами сценарию. Кинадон был
арестован, «
|
|