|
й чрезвычайными кортесами в 1812 году».
После шести лет неограниченной тирании король вынужден был, наконец,
отступить и согласиться на конституционную систему управления.
Но уже 9 марта агитаторы распространили в народе слух об отказе короля
принести присягу. Ко дворцу потянулись вооруженные чем попало толпы. Тысячи
людей настойчиво требовали; чтобы Фердинанд тут же, при всем народе, поклялся в
верности конституционному режиму.
Фердинанд укрылся во внутренних дворцовых покоях. Толпа стала напирать на
цепи гвардейцев, грозя ворваться во дворец. Подавив в себе ярость бессилия,
король принял парламентеров. Толпа выбрала шесть человек для ведения
переговоров.
Делегатов не допустили дальше дворцовой лестницы. Они потребовали от
монарха немедленного восстановления аюнтамиенто – городского самоуправления,
какое существовало до 1814 года. Король вынужден был согласиться на это.
Вновь избранное аюнтамиенто направилось в полном составе во дворец и
приняло присягу Фердинанда на верность конституции 1812 года.
В тот же день Фердинанд VII, ставший отныне царствовать «волею народа»,
назначил Временную совещательную хунту, которая должна была управлять страной
впредь до образования конституционного правительства.
В новом обращении к испанцам король выразил свое столь же безграничное,
сколь и лицемерное удовольствие по поводу происшедшего: «Пойдемте же все с
открытой душою – и я первый – по конституционному пути!»
ЗАГОВОР ДЕКАБРИСТОВ
Россия. 14 декабря 1825 года
Во времена царствования Александра I в России появилось несколько тайных
обществ, участники которых после неудавшегося государственного переворота 14
декабря 1825 года были названы декабристами.
После преобразовательных намерений Александра I, продолжавшихся, с
большими или меньшими колебаниями, до 1812 года, последовал решительный перелом
в его мировоззрении. Император вступил на путь мистикосозерцательной
религиозности, выразившейся в установлении Священного союза, последствия
которого отразились неблагоприятно и на внутренней политике России. С этого
времени во всех сферах государственного управления водворяется реакция.
После Тропауского конгресса 1820 года Александр окончательно расстается с
прежними идеалами. Управление всецело переходит в руки Аракчеева, чей
ограниченный ум не мог понять истинных нужд и потребностей России.
В 1824 году Александр I говорил О.П. Лубяновскому. «Славы для России
довольно, больше не нужно; ошибется, кто больше пожелает. Но когда подумаю, как
мало еще сделано внутри государства, то эта мысль ложится мне на сердце, как
десятипудовая гиря От этого устают».
Война 1812 года отразилась совершенно иным образом на движении русской
общественной мысли, вызвав необыкновенный подъем духа. Затем начались
заграничные походы, познакомившие русских с европейскими порядками и
подготовившие их к новым политическим взглядам.
Прогрессивно настроенные офицеры из либеральных слоев дворянства,
вернувшись домой из Европы после военных походов, увидели в своей стране
насильственное введение военных поселений, подвиги Магницкого и Рунича по
народному просвещению, полный расцвет крепостного права. Один из декабристов
выразил в следующих словах тогдашние настроения передовых деятелей русского
общества: «Мы были сыны 1812 года. Порывом вашего сердца было жертвовать всем,
даже жизнью, во имя любви к отечеству. В наших чувствах не было эгоизма.
Призываю в свидетели самого Бога».
В 1816 году образовалось тайное политическое общество Союз спасения или
истинных и верных сынов отечества. Основателями его были. А.Н. и Н.М. Муравьевы,
князь СП Трубецкой, князь И.А. Долгорукий, Сергей и Матвей МуравьевыАпостолы,
майор Лунин, полковник О.Н. Глинка, капитан Якушкин, адъютант Витгенштейна
(главнокомандующего 2й армией) Павел Пестель и другие.
Устав общества был составлен Пестелем в 1817 году. В нем говорится о его
целях: подвизаться всеми силами на пользу общую, поддерживать все благие меры
правительства и полезные частные предприятия, препятствовать всякому злу и для
того обличать злоупотребления чиновников и бесчестные поступки частных лиц Сами
члены общества обязывались вести себя и поступать во всех отношениях так, чтобы
не заслужить ни малейшей укоризны.
Организационная структура Союза спасения весьма напоминала структуру
масонских лож, которые в тот период актирно действовали в России. Многие
декабристы (А. Муравьев, Трубецкой, Пестель, Волконский и другие) являлись их
членами. Масонские рассуждения о свободе и братстве привлекали молодых,
прогрессивно мыслящих представителей дворянской интеллигенции, стремившихся
использовать членство в ложах для расширения круга своих единомышленников.
В состав Союза спасения входили не менее 30 человек. Всех их объединяло
неприятие самодержавия и крепостничества. На собраниях членов общества
обсуждались планы цареубийства – меры, способной обеспечить переход России к
конституционной форме правления. Такие планы поддерживались не всеми. Некоторые
члены Союза высказывались за мирную пропагандистскую деятельность с целью
формирования благоприятного для намеченных ими перемен общественного мнения.
В 1818 году общество стало называться Союзом Благоденствия и объединяло
уже около 200 человек, устав общества, так называемая «Зеленая книга», был
переработан
|
|