Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Д. К. Самин - 100 великих вокалистов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 205
 <<-
 
деревни Дудинской той же губернии. Уже в детском возрасте Федор обладал 
красивым голосом (дискант) и часто подпевал матери, «подлаживая голоса». С 
девяти лет пел в церковных хорах, пытался научиться играть на скрипке, много 
читал, но вынужден работать учеником сапожника, токаря, столяра, переплетчика, 
переписчика. В двенадцать лет участвовал в спектаклях гастролировавшей в Казани 
труппы в качестве статиста. Неуемная тяга к театру приводила его в различные 
актерские труппы, с которыми он кочевал по городам Поволжья, Кавказа, Средней 
Азии, работая то грузчиком, то крючником на пристани, часто голодая и ночуя на 
скамейках.
      В Уфе 18 декабря 1890 года он впервые спел сольную партию. Из 
воспоминаний самого Шаляпина:
      "…Повидимому, и в скромном амплуа хориста я успел выказать мою природную 
музыкальность и недурные голосовые средства. Когда однажды один из баритонов 
труппы внезапно, накануне спектакля, почемуто отказался от роли Стольника в 
опере Монюшко «Галька», а заменить его в труппе было некем, то антрепренер 
СеменовСамарский обратился ко мне – не соглашусь ли я спеть эту партию. 
Несмотря на мою крайнюю застенчивость, я согласился. Это было слишком 
соблазнительно: первая в жизни серьезная роль. Я быстро разучил партию и 
выступил.
      Несмотря на печальный инцидент в этом спектакле (я сел на сцене мимо 
стула), СеменовСамарский все же был растроган и моим пением, и добросовестным 
желанием изобразить нечто похожее на польского магната. Он прибавил мне к 
жалованью пять рублей и стал также поручать мне другие роли. Я до сих пор 
суеверно думаю: хороший признак новичку в первом спектакле на сцене при публике 
сесть мимо стула. Всю последующую карьеру я, однако, зорко следил за креслом и 
опасался не только сесть мимо, но и садиться в кресло другого…
      В этот первый мой сезон я спел еще Фернандо в «Трубадуре» и Неизвестного 
в «Аскольдовой могиле». Успех окончательно укрепил мое решение посвятить себя 
театру".
      Затем молодой певец перебрался в Тифлис, где брал бесплатные уроки пения 
у известного певца Д. Усатова, выступал в любительских и ученических концертах. 
В 1894 году пел в спектаклях, проходивших в петербургском загородном саду 
«Аркадия», затем в Панаевском театре. Пятого апреля 1895 года дебютировал в 
партии Мефистофеля в опере «Фауст» Ш. Гуно в Мариинском театре.
      В 1896 году Шаляпин был приглашен С. Мамонтовым в Московскую частную 
оперу, где занял ведущее положение и во всей полноте раскрыл свой талант, 
создав за годы работы в этом театре целую галерею незабываемых образов в 
русских операх: Иван Грозный в «Псковитянке» Н. РимскогоКорсакова (1896); 
Досифей в «Хованщине» М. Мусоргского (1897); Борис Годунов в одноименной опере 
М. Мусоргского (1898) и др. «Одним великим художником стало больше», – писал о 
двадцатипятилетнем Шаляпине В. Стасов.
      Общение в мамонтовском театре с лучшими художниками России (В. Поленовым, 
В. и А. Васнецовыми, И. Левитаном, В. Серовым, М. Врубелем, К. Коровиным и 
другими) давало певцу мощные стимулы для творчества: их декорации и костюмы 
помогали в создании убедительного сценического образа. Ряд оперных партий в 
театре певец подготовил с тогда еще начинающим дирижером и композитором Сергеем 
Рахманиновым. Творческая дружба объединяла двух великих художников до конца 
жизни. Рахманинов посвятил певцу несколько романсов, в том числе «Судьба» 
(стихи А. Апухтина), «Ты знал его» (стихи Ф. Тютчева).
      Глубоко национальное искусство певца восхищало его современников. «В 
русском искусстве Шаляпин – эпоха, как Пушкин», – писал М. Горький. В опоре на 
лучшие традиции национальной вокальной школы Шаляпин открыл новую эру в 
отечественном музыкальном театре. Он сумел удивительно органично соединить два 
важнейших начала оперного искусства – драматическое и музыкальное, – подчинить 
свой трагедийный дар, уникальную сценическую пластику и глубокую музыкальность 
единому художественному замыслу.
      С 24 сентября 1899 года Шаляпин – ведущий солист Большого и одновременно 
Мариинского театров, с триумфальным успехом гастролирует за рубежом. В 1901 
году в миланском «Ла Скала» он с огромным успехом поет партию Мефистофеля в 
одноименной опере А. Бойто с Э. Карузо, дирижировал А. Тосканини. Мировую славу 
русского певца утвердили гастроли в Риме (1904), МонтеКарло (1905), Оранже 
(Франция, 1905), Берлине (1907), НьюЙорке (1908), Париже (1908), Лондоне 
(1913/14). Божественная красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран. 
Его высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым, мягким тембром, звучал 
полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций. Эффект 
художественного перевоплощения изумлял слушателей, – тут не только внешний 
облик, но и глубокое внутреннее содержание, которое передавала вокальная речь 
певца. В создании емких и сценически выразительных образов певцу помогает его 
необычайная многогранность: он и скульптор, и художник, пишет стихи и прозу. 
Такая разносторонняя одаренность великого артиста напоминает мастеров эпохи 
Возрождения, – не случайно современники сравнивали его оперных героев с 
титанами Микеланджело. Искусство Шаляпина перешагнуло национальные границы и 
повлияло на развитие мирового оперного театра. Многие западные дирижеры, 
артисты и певцы могли бы повторить слова итальянского дирижера и композитора Д. 
Гавадзени: «Новаторство Шаляпина в сфере драматической правды оперного 
искусства оказало сильное воздействие на итальянский театр… Драматическое 
искусство великого русского артиста оставило глубокий и непреходящий след не 
только в области исполнения русских опер итальянскими певцами, но и в целом, на 
всем стиле их вокальносценической интерпретации, в том числе произведений 
Верди…»
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 205
 <<-