Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Д. К. Самин - 100 великих вокалистов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 205
 <<-
 
      «Уникальная красота, очарование тембров и интонаций, благородная простота 
и искренность вокализации, дар перевоплощения, максимально глубокое и полное 
постижение замысла и стиля композитора, безукоризненный вкус, точность 
образного мышления – вот свойства таланта Неждановой», – отмечает В. Киселев.
      Бернард Шоу, ошеломленный исполнением Неждановой русских песен, подарил 
певице свой портрет с надписью: «Я понимаю теперь, почему природа дала мне 
возможность дожить до 70 лет – для того, чтобы я услышал лучшее из творений – 
Нежданову». Основатель МХАТа К.С. Станиславский писал:
      "Дорогая, чудесная, удивительная Антонина Васильевна!.. Знаете ли, чем Вы 
прекрасны и почему Вы гармоничны? Потому что в Вас соединились: серебристый 
голос удивительной красоты, талант, музыкальность, совершенство техники с вечно 
молодой, чистой, свежей и наивной душой. Она звенит, как Ваш голос. Что может 
быть прекраснее, обаятельнее и неотразимее блестящих природных данных в 
соединении с совершенством искусства? Последнее стоило Вам огромных трудов всей 
Вашей жизни. Но мы этого не знаем, когда Вы поражаете нас легкостью техники, 
подчас доведенной до шалости. Искусство и техника стали Вашей второй 
органической природой. Вы, как птица, поете потому, что Вы не можете не петь, и 
Вы одна из тех немногих, которые будут превосходно петь до конца Ваших дней, 
потому что Вы для этого рождены на свет. Вы – Орфей в женском платье, который 
никогда не разобьет своей лиры.
      Как артист и человек, как Ваш неизменный почитатель и друг я удивляюсь, 
преклоняюсь перед Вами и прославляю Вас и люблю".
      Антонина Васильевна Нежданова родилась 16 июня 1873 года в деревне Кривая 
Балка, близ Одессы, в учительской семье.
      Тоне было всего семь лет, когда ее участие в церковном хоре привлекло 
массу народа. Голос девочки умилял односельчан, которые восхищенно говорили: 
«Вот же канареечка, вот же голосок ласковый!»
      Сама Нежданова вспоминала: "Благодаря тому, что в своей семье я была 
окружена музыкальной обстановкой – мои родные пели, друзья и знакомые, 
посещавшие нас, также много пели и играли, мои музыкальные способности 
развивались очень заметно.
      Мать обладала, так же как и отец, хорошим голосом, музыкальной памятью и 
прекрасным слухом. В детстве от них я научилась петь по слуху много самых 
разнообразных песен. Когда я была артисткой Большого театра, моя мать часто 
бывала на оперных спектаклях. На другой день она совершенно правильно напевала 
слышанные ею накануне мелодии из опер. До глубокой старости голос у нее 
сохранился чистым и высоким".
      В девять лет Тоню перевезли в Одессу и отдали во 2ю Мариинскую женскую 
гимназию. В гимназии она заметно выделялась своим голосом красивого тембра. С 
пятого класса Антонина начала выступать соло.
      Большую роль в жизни Неждановой сыграла семья директора Народных училищ В.
И. Фармаковского, где она находила не только моральную поддержку, но и 
материальную помощь. Когда умер отец, Антонина училась в седьмом классе. Ей 
неожиданно пришлось стать опорой семьи.
      Именно Фармаковский помог девушке внести плату за восьмой класс гимназии. 
Окончив его, Нежданова была зачислена на свободную вакансию учительницы в 
Одесском городском девичьем училище.
      Несмотря на тяготы жизни, девушка находит время на посещение одесских 
театров. Ее поразил певец Фигнер, его умное пение произвело потрясающее 
впечатление на Нежданову.
      «Именно благодаря ему у меня возникла мысль учиться пению, когда я еще 
работала учительницей одной из одесских школ», – пишет Нежданова.
      Антонина начинает заниматься в Одессе с преподавательницей пения С.Г. 
Рубинштейн. Но мысли об учебе в одной из столичных консерваторий приходят все 
чаще и настойчивее. Благодаря помощи доктора М.К. Бурда девушка едет в 
Петербург поступать в консерваторию. Здесь ее ждет неудача. Зато счастье 
улыбнулось Неждановой в Москве. Учебный год в Московской консерватории уже 
начался, но Нежданову прослушали директор консерватории В.И. Сафонов и 
профессор пения Умберто Мазетти. Ее пение понравилось.
      Все исследователи и биографы единодушны в высокой оценке школы Мазетти. 
По мнению Л.Б. Дмитриева, он "являл собой пример представителя итальянской 
музыкальной культуры, сумевшего глубоко почувствовать особенности русской 
музыки, русского исполнительского стиля и творчески сочетать эти стилевые 
особенности русской вокальной школы с итальянской культурой владения певческим 
звуком.
      Мазетти умел раскрыть перед учеником музыкальные богатства произведения. 
Блестяще аккомпанируя ученикам, он увлекал их эмоциональной передачей 
музыкального текста, темпераментом, артистизмом. С первых шагов, требуя 
осмысленного пения и эмоционально окрашенного звучания голоса, он одновременно 
уделял огромное внимание красоте и верности образования певческого тона. «Пойте 
красиво» – одно из основных требований Мазетти".
      В 1902 году Нежданова окончила консерваторию с золотой медалью, став 
первой вокалисткой, удостоенной столь высокого отличия. С того года и по 1948й 
она оставалась солисткой Большого театра.
      На дебют Неждановой 23 апреля 1902 года в опере «Иван Сусанин» 
восторженно откликнулся критик С.Н. Кругликов: «Молодая дебютантка выступила в 
партии Антониды. Необычайный интерес, возбужденный в слушателях начинающей 
артисткой, увлечение, с которым в публике обменивались впечатлением по поводу 
новой Антониды, решительный ее успех тотчас же после блестящего по 
непринужденности исполнения выходной арии, принадлежащей, как известно, к 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 205
 <<-