|
такому соседству и уже не угрожали им. Через определенное время юношам удалось
соблазнить отважных воительниц, и они взяли их в жены. От них, как считается, и
произошло племя сарматов.
Оказывается, легенда эта возникла не на пустом месте. Сарматские женщины
действительно воевали наряду с мужчинами. Свидетельством тому служат находки
археологов, которые нередко обнаруживают в погребениях женщинсарматок боевое
оружие. Естественно, что два столь воинственных народа нередко воевали. На
пограничных территориях постоянно возникали вооруженные стычки, легкие отряды
совершали стремительные рейды на чужие территории, угоняя скот и уводя рабов.
Но войны не могли длиться вечно. Временами разногласия утихали, тогда скифы и
сарматы торговали или совершали совместные военные походы в другие страны.
Объединялись они и чтобы отразить нападения опасных внешних врагов. Так,
сарматы прислали в помощь скифам свои армии, в которых находись женщины, когда
к границам Скифии подошла персидская армия царя Дария.
По утверждениям древнегреческих историков, Гомер, являвшийся одним из
основных средств массовой информации в свое время, сочинил не только «Илиаду» и
«Одиссею», но еще и поэму «Страна Амазония», которая, однако, в отличие от
«Илиады» с «Одиссеей», прославляющих подвиги героевмужчин и дошедших до нас в
поразительной целости, несмотря на их непомерный объем, почемуто вообще не
сохранилась. Правда, ни единой строчки ни при каких раскопках найдено не было.
Что касается вопроса происхождения слова «амазонка» и отсутствующей
правой груди, то, как отмечает еще дореволюционная энциклопедия Брокгауза и
Эфрона, абсолютно на всех дошедших до нас изображениях – статуи, рельефы,
картины и прочее – у амазонок «идеально красивые фигуры с обеими грудями, но с
весьма развитыми мускулами».
Вообще, Гомер довольно сухо отзывался об амазонках. В сказании об
аргонавтах они вообще изображены в виде отвратительных фурий. Однако в
сообщениях более поздних авторов их образ становится все привлекательнее, в то
время как сами они, отогнанные молвой то в Ливию, то в Меотиду – на Азовское
море, уже напоминают былинных богатырей или сказочных фей…
Согласно Геродоту после Троянской войны амазонки удалились на восток и
вновь смешались со скифами. Так возник народ сарматов, где пришлые амазонки
были равноправны с мужчинами. О местных же жительницах эти воинственные гостьи
отзывались так: «Мы с вашими женщинами жить не можем, ибо у нас не одинаковые с
ними обычаи. Мы занимаемся луком, стрелами, лошадьми, а женским работам не
учились; у вас же ничего сказанного женщины не делают, а делают работы женские,
сидя в своих повозках».
Примечательно, что говоря об амазонках, античные авторы неизменно
подчеркивают их беспримерную отвагу и военную доблесть. В Римской империи
высшей похвалой для воина считалось сказать ему, что он «сражался как амазонка».
Если верить римскому историку Диону Кассию, когда полубезумный император
Коммод во II веке нашей эры выступал на арене Колизея в роли гладиатора,
сражаясь то со зверями, то с людьми, сенаторы, а с ними и все остальные зрители,
обязаны были приветствовать его криками: «Ты – властелин мира! В славе своей
подобен ты амазонкам!»
Да, женщинывоительницы были достойны таких восторгов. Их хладнокровие
вошло в легенду: преследуемые врагами, они без промаха поражали их из лука,
полуобернувшись в седле. Особенно же ловко они умели обращаться с двойным
топором. Это острое, как бритва, оружие, а также легкий щит в форме полумесяца
стали неизменными атрибутами амазонок на любых изображениях.
Но не только греки и римляне говорили об амазонках. Рассказы о сражениях
с племенами воинственных женщин известны, например, из древнекитайской и
египетской истории.
Амазонки не были забыты, но уже в первом веке до новой эры появляются
первые сомнения в их реальном существовании. Историк и географ Страбон собрал
много рассказов об амазонках, но, сопоставив их, назвал досужими выдумками.
«Со сказанием об амазонках произошло нечто странное. Дело в том, что во
всех остальных сказаниях мифические и исторические элементы разграничены… Что
же касается амазонок, то о них всегда – и раньше, и теперь – были в ходу одни и
те же сказания, сплошь чудесные и невероятные».
Его мнение разделили последующие поколения историков. Кроме того,
получается, что амазонки вдруг бесследно растворились на просторах истории.
«Что касается теперешнего местопребывания амазонок, – подводил итоги Страбон, –
то только немногие сообщают об этом лишь бездоказательные и неправдоподобные
сведения». Так девывоительницы стали воистину легендарными существами. Их
образы лишь расцвечивали подвиги древних героев, будоражили фантазию, – а
заодно и пресекали любые прекословия женщин. По словам ритора Исократа, «сколь
ни храбры были амазонки, но были побеждены мужчинами и лишились всего».
Так или иначе, но истории «про амазонок» продолжали будоражить мужские
умы. Знаменитый средневековый путешественник Марко Поло утверждал, что лично
видел в Азии амазонок. Испанцы и португальцы сообщали о «государствах амазонок»
в Южной Америке.
В свое время Колумб узнал от индейцев про некий остров, который населяли
одни только женщины. Он хотел пленить нескольких из них, чтобы потом показать
испанской королеве. Но завоевывать остров не пришлось. Когда корабли Колумба
стали на якорь возле одного из островов и отправили на берег лодку с людьми, из
близлежащего леса выбежало множество женщин в перьях и вооруженных луками. По
их поведению было ясно, что они решили защищать родные места. Колумб назвал
окрестности Виргинскими островами, то есть «островами Дев».
Один из знаменитых конкистадоров, Франсиско де Орельяна, открыл великую
|
|