|
Афины палладий, защищавший город от врагов. Но мощные оборонительные стены Трои
оставались неприступными.
И тогда хитроумный Одиссей придумал необычайную военную хитрость…
Долго, втайне от других, беседовал он с неким Эпеем, лучшим плотником в
ахейском лагере. К вечеру все ахейские вожди собрались в шатре Агамемнона на
военный совет, где Одиссей изложил свой авантюрный план, согласно которому надо
было соорудить огромного деревянного коня. В его чреве должны поместиться самые
искусные и смелые воины. Все же остальное войско должно сесть на корабли,
отойти от троянского берега и укрыться за островом Тендос. Как только троянцы
увидят, что ахейцы покинули побережье, они подумают, что осада Трои снята.
Троянцы наверняка затащат деревянного коня в Трою. Ночью ахейские корабли
вернутся, а воины, укрывшиеся в деревянном коне, выйдут из него и откроют
крепостные ворота. И тогда – последний штурм ненавистного города!
Три дня стучали топоры в старательно отгороженной части корабельной
стоянки, три дня кипела таинственная работа.
Утром четвертого дня троянцы с удивлением обнаружили ахейский лагерь
пустым. В морской дымке таяли паруса ахейских кораблей, а на прибрежном песке,
где только вчера пестрели шатры и палатки врага, стоял огромный деревянный конь.
Ликующие троянцы вышли из города и с любопытством бродили по опустевшему
берегу. Они с удивлением окружили огромного деревянного коня, возвышавшегося
над кущами прибрежных ракит. Ктото советовал бросить коня в море, ктото –
сжечь, но многие настаивали на том, чтобы затащить его в город и поставить на
главной площади Трои как память о кровавой битве народов.
В разгар спора к деревянному коню подошел жрец Аполлона Лаокоон с двумя
своими сыновьями. «Бойтесь данайцев, дары приносящих!» – вскричал он и,
выхватив из рук троянского воина острое копье, метнул его в деревянное брюхо
коня. Задрожало вонзившееся копье, и послышался из конского чрева еле слышимый
медный звон. Но Лаокоона никто не слушал. Все внимание толпы было привлечено
появлением юношей, ведущих пленного ахейца. Его подвели к царю Приаму,
стоявшему в окружении придворной знати рядом с деревянным конем. Пленник
назвался Синоном и пояснил, что сам сбежал от ахейцев, которые должны были
принести его в жертву богам – это было условием благополучного возвращения
домой.
Синон убедил троянцев, что конь являлся посвятительным даром Афине,
которая могла обрушить свой гнев на Трою, если троянцы уничтожат коня. А если
поставить его в городе перед храмом Афины, то Троя станет несокрушимой. При
этом Синон подчеркнул, что поэтому ахейцы и построили коня таким огромным,
чтобы троянцы не смогли протащить его через крепостные ворота…
Как только Синон произнес эти слова, со стороны моря раздался полный
ужаса крик. Из моря выползли два огромных змея и оплели жреца Лаокоона, а также
двух его сыновей смертельными кольцами своих гладких и липких тел. В одно
мгновение несчастные испустили дух.
Теперь уже никто не сомневался в том, что Синон говорил правду. А посему
надо поскорее установить этого деревянного коня рядом с храмом Афины.
Соорудив низкий помост на колесах, троянцы установили на него деревянного
коня и повезли к городу. Чтобы конь прошел в Скейские ворота, троянцам пришлось
разобрать часть крепостной стены. Коня поставили на обусловленном месте.
Пока троянцы, опьяненные успехом, праздновали победу, ночью ахейские
лазутчики тихо вышли из коня и открыли ворота. К тому времени греческое войско
по сигналу Синона незаметно возвратилось обратно и теперь захватило город.
В итоге Троя была разграблена и уничтожена.
Но почему причиной ее гибели стал именно конь?
Этим вопросом задавались еще в древности. Многие античные авторы пытались
найти разумное объяснение легенде. Высказывались самые разнообразные
предположения: к примеру, что у ахейцев была боевая башня на колесах, сделанная
в форме коня и обитая конскими шкурами; или что грекам удалось проникнуть в
город через подземный ход, на двери которого была нарисована лошадь; или что
лошадь была знаком, по которому ахейцы в темноте отличали друг друга от
противников… Сейчас принято считать, что троянский конь является аллегорией
какойто военной хитрости, примененной ахейцами при взятии города.
Под стенами Трои погибают практически все герои, и ахейцы, и троянцы. А
из тех, кто выживет в войне, многие погибнут по дороге домой. Ктото, как царь
Агамемнон, дома найдет смерть от рук близких, ктото будет изгнан и проведет
жизнь в скитаниях. По сути, это конец героического века. Под стенами Трои нет
победителей и нет побежденных, герои уходят в прошлое, и наступает пора
обыкновенных людей.
Любопытно, но конь символически связан также с рождением и смертью.
Лошадь из дерева ели, вынашивающая чтото в своем чреве, символизирует рождение
нового, а троянский конь сделан как раз из еловых досок, и в его полом животе
сидят вооруженные воины. Получается, что троянский конь несет смерть для
защитников крепости, но в то же время означает и рождение чегото нового.
Примерно в это же время в Средиземноморье произошло еще одно важное
событие: началось одно из великих переселений народов. С севера на Балканский
полуостров двинулись племена дорийцев, варварского народа, который полностью
уничтожил древнюю микенскую цивилизацию. Лишь по прошествии нескольких столетий
Греция возродится и можно будет говорить о греческой истории. Разрушения будут
настолько велики, что вся додорийская история станет мифом, а многие
государства перестанут существовать.
Результаты последних археологических экспедиций пока еще не позволяют
|
|