|
подключились почвоведы, экологи и палеогеографы. Они и выяснили некоторые
интересные факты. Оказывается, на Юкатане верхние почвенные горизонты ослаблены,
обеднены питательными веществами. Установили причину этого: долгое господство
подсечноогневого земледелия На периодически — через 10—12 лет — выжигаемых
участках почвы не успевали восстановить плодородие и постоянно истощались,
деградировали. Начинались неурожаи, голод, вымирание населения.
Побывавший в этих краях замечательный биогеограф Н.И. Вавилов писал:
«Отсутствие сельскохозяйственных животных заставило человека ограничить площадь
посева небольшими участками, обрабатывать тщательно небольшие площадки,
вырабатывать своеобразные навыки ухода за растениями… Многие сорта кукурузы,
фасоли, папайи, плодовых и хлопчатника достигли здесь большого совершенства».
В дальнейшем выяснилось, что майя практиковали не только подсечноогневое
земледелие. Они устраивали земледельческие террасы, ирригационные сооружения.
Как пишет историк В.И. Гуляев: «За два месяца работ земледелецмайя
классического периода производил такое количество пищи, которое покрывало все
потребности его семьи за год, а также налоги и дани, уплачиваемые общиной
правящей касте. Оставшееся время он тратил на всякого рода домашние занятия и
ремесла, охоту и отбывал трудовую повинность на строительстве храмов, дворцов и
других общественных зданий».
Именно в ту пору были воздвигнуты величественные пирамиды майя. Как все
циклопические сооружения, они свидетельствуют о расцвете цивилизации, осознании
народом и правителями своего могущества.
Жречество являлось интеллектуальной элитой общества, хранителем
сокровенных знаний. По свидетельству Диего де Ланда, верховный жрец майя
«назначал жрецов в селениях, когда в этом была нужда, испытывая их в науках и
церемониях, и поручал им дела по должности, обязывая их быть хорошим примером
для народа, снабжая их книгами и отправляя их на места. И эти жрецы занимались
службой в храмах и обучением своим наукам, а также сочинением религиозных книг.
Они давали своим ученикам знания о следующих вещах: летоисчислении,
празднествах и церемониях, управлении таинствами, о несчастных днях и циклах,
способах их предсказания, пророчествах, памятных событиях, лекарствах от
различных болезней, памятниках старины, о том, как читать и писать их иероглифы
и рисунки».
Как знатоки календаря жрецы указывали сроки земледельческих работ. В
тропиках, где почти неразличимы времена года, такие сведения были жизненно
необходимы для рационального ведения сельского хозяйства.
Жрецы и правители практически брали на себя ответственность за все
происходящее в стране. Постоянные ссылки на высшие силы, божественные установки
при природных катастрофах — сильных засухах, землетрясениях или тропических
циклонах — оборачивались социальными конфликтами: получалось, что боги
недовольны происходящим на земле, гневаются на земных владык. Вспыхивали бунты.
Утрачивалась вера в жрецов. Возможно, приобретя власть над обществом, само
жречество вырождалось, тупо справляя ритуалы, утрачивая смысл знаний, не
заботясь об их проверке или уточнениях.
Вдобавок ко всему эта каста «хранителей знаний и таинств» скрывала от
остального народа свои познания и секреты. И когда во время социальных
катастроф, восстаний жрецов уничтожали или изгоняли, это со временем
оборачивалось экономическим упадком: некому было вести календарь, определять
сроки посевов и других сельскохозяйственных работ. Терялась информация —
ценнейшее общественное достояние. Это наносило удар по всей хозяйственной
системе.
Возможно, что и без того жречество, замыкаясь как привилегированная каста,
теряло саму суть навыков и обрядов, бездумно повторяя одно и то же, соблюдая
формальные предписания автоматически. А как известно, бездумное повторение
информации — обесценивает ее.
Великая цивилизация майя не смогла удержаться на достигнутом высоком
уровне культуры. А если общественный организм не развивается, если он
превращается в подобие инертного механизма, если в нем замирает
интеллектуальная деятельность, то он сравнительно быстро начинает деградировать.
Тем более что в империи майя росло обособление отдельных каст и регионов,
городовгосударств, терялось единство общества, снижались интеллектуальный
потенциал и жизненная энергия. И все это происходило на фоне уменьшения
плодородия почв, роста опустынивания.
Цивилизация майя — одна из немногих, которая прошла полный естественный
цикл развития: становление, рост, расцвет, стабильность, упадок и гибель.
Последнюю фазу завершили конкистадоры. На этом поучительном примере можно
изучать особенности взаимодействия экологических, социальных, экономических и
интеллектуальных факторов в общественной жизни. Сейчас, когда техническая
цивилизация стала глобальной, пример майя особенно ценен. Ведь наша глобальная
цивилизация становится все более однообразной — по американскому образцу.
…Открытие европейцами Юкатана и затем Мексики обернулось трагедией для
местного населения. Пришельцы жаждали только материальных ценностей, не обращая
внимания на ценности духовные. Было уничтожено множество памятников духовной
культуры ацтеков, майя, инков. Фактически только в XX веке начались активные
исследования этих исчезнувших цивилизаций и выяснились прежде всего
экологические факторы их деградации. Это уже было открытие в области
исторической географии и экологии общества. Такое научное открытие пока еще,
пожалуй, не оценено по достоинству и остается незавершенным. Это обширное поле
для новых исследований, результаты которых могут оказаться чрезвычайно
плодотворными и актуальными.
|
|