|
Поэтому Сенат, обладая исключительным правом выпуска бронзовой монеты в Риме,
отказался чеканить ее с профилем и именем Отона. Вплоть до начала XX века ни
одной бронзовой монеты собственно римского чекана с изображением этого
императора не было известно, хотя встречались бронзовые монеты, отчеканенные в
римских провинциях - Александрии Египетской, Антиохии Сирийской и др.
Немецкий ученый XIX века Моммзен, известный знаток римского монетного дела,
считал, что самым высоким и самым священным из всех титулов императора в Риме в
течение всего I века нашей эры считался титул Верховного жреца. Поэтому, пока
император не получал этого титула, Сенат не признавал за ним всей полноты
императорской власти и не чеканил бронзовых монет с его именем
Облечение императора титулом Верховного жреца происходило в марте, и Отон был
возведен в этот сан 9 марта 69 года - за пять дней до своего похода против
Вителлия. В это время политическое положение его было настолько шатко, что
Сенат
медлил с выпуском монет-медальонов, пока не выяснится исход борьбы между двумя
соперниками С этим мне-
"яяппюш
16
100 ВЕЛИКИХ НАГРАД
нием немецкого ученого были согласны и некоторые другие нумизматы (например, Е.
Ленорман, Р. Моват). Последний, правда, не мог понять, как Отон, будучи полным
хозяином Рима, допускал неповиновение Сената хотя бы и в течение
непродолжительного времени.
Однако первоисточники вполне определенно и ясно свидетельствуют, что Сенат
признал Отона императором и оказал почести, свойственные его императорскому
сану. Римский историк Тацит так описывает вступление Отона на престол:
Городской претор созывает Сенат; другие магистраты соперничают друг с другом в
лести перед Отоном. Сбегаются сенаторы; Отону подносится трибунская власть,
титул Августа и все почести, связанные с принципатом.
Таким образом, Отон, во всяком случае формально, был признан Сенатом как
император, однако монет римского чекана с портретом Отона не было. Французский
ученый Р. Моват объясняет этот факт следующим образом. Во время избрания Отона
императором в Риме уже знали о восстании стоявших в Германии легионов, которые
провозгласили императором Вителлия. Поэтому Сенат предвидел, что верховная
власть у Отона будет оспариваться. Вынужденный подчиниться ходу событий, Сенат
под давлением необходимости признал Отона императором и даже отдал приказ о
чеканке монет с его портретом, опасаясь не угодить новому правителю. Однако
Сенат хотел протянуть время как можно дольше, поэтому и медлил с исполнением
своего же приказа или даже не пускал в оборот уже отчеканенные монеты. Когда
Отон выступал из Рима, на монетном дворе уже лежала отчеканенная бронзовая
монета: от исхода борьбы двух императоров зависело или пустить ее в оборот, или
перелить. Для Отона исход этой борьбы оказался роковым: в сражении при Бодриоке
он был разбит и покончил жизнь самоубийством.
В. Шугаевский предполагал, что вся изготовленная монета могла быть вновь
расплавлена, однако ученый надеялся, что, если такие монеты все же были
отчеканены, следует ждать их появления. И такой медальон, причем довольно
крупный по весу, нашелся в коллекции римских монет Эрмитажа! Правда, от него
был
отломан довольно-таки большой кусок, в одном месте находилось сквозное
отверстие, а изображения на обеих сторонах оказались значительно изъеденными.
Но
надпись читалась ясно, и потому сомнений, что медальон принадлежит именно Отону,
у В. Шуга-евского не было. Об этом же говорит и портрет Отона с характерными
курчавыми волосами, не встречающимися на других монетах ни у каких других
императоров. Своеобразный вид шевелюры Отона, в которой волосы расположены
правильными рядами локонов, у Светония описан так:
Сестерций императора Отона
17
Отон... вследствие плохой шевелюры носил парик, который был прикреплен и
прилажен так искусно, что его нельзя было отличить от настоящих волос.
По характеру изображений и надписей на медальоне В. Шугаевский определил, что
отчеканен он был на Капитолийском монетном дворе. В I веке нашей эры было два
монетных двора, на которых чеканилась монета от имени Сената - в Риме и
Антиохии
Сирийской. Бронзовые монеты с изображением Отона из Антиохии встречались
довольно часто, но их типы и стиль чеканки не имеют ничего общего с монетами
римского чекана и с найденным в Эрмитаже медальоном.
На лицевой стороне сестерция сохранилась часть надписи, которая идет вокруг
головы Отона IMP ОТНОСА... На оборотной стороне, во всем поле медальона,
изображен 6-колонный храм Юпитера Капитолийского с ведущими к нему тремя
ступенями. Об этом говорят помещенная в середине храма статуя Юпитера и его
рельефная фигура в центре тимпана, а также сравнения изображения этого храма с
дошедшими до нас описаниями его у древних авторов. Слева видно неясное
изображение какой-то фигуры, а внизу все те же буквы "S.C.", хотя и сильно
стертые.
|
|