|
получить
целый легион или центурия. В таких случаях сигны** воинских частей украшали не
одной, а многими наградами. На сигне помещались венки, фалеры и другие знаки
отличия легиона, а высшей наградой для него было пурпурное квадратное знамя,
свисающее с перекладины шеста, увенчанного римским орлом.
На закате Римской империи стало обычным награждение воинов за оказанные
императорам особые услуги золотыми шейными цепями. Например, римский историк
Иосиф Флавий так писал о награждении императором Веспасианом военачальника
Проба
(I в.):
Совершив уже в звании трибуна во время Сарматской войны при переходе через
Дунай
много подвигов, он получил в дар при всех, на сходке, четыре копья без
наконечников, два венка за взятие валов, один гражданский венок, четыре
чистых*** знамени, два золотых браслета, одну золотую шейную цепь и одну чашу
для жертвоприношений в пять фунтов.
* Хефлинг Г Римляне, рабы, гладиаторы Спартак у ворот Рима - М Мысль,
1992
** То есть шесты, которые тогда заменяли нынешние знамена *** То есть без
надписей
шшшштишш^Мм
СЕСТЕРЦИЙ ИМПЕРАТОРА ОТОНА
После I века до нашей эры, когда в Древнем Риме установилась императорская
власть, появились "портретные" фалеры с изображениями римских императоров, и с
этого времени награды за воинскую доблесть стали вручаться от имени императора.
Изображение одной из таких фалер можно увидеть на Триумфальной арке в Лептис-
Магне - родном городе императора Септимия Севера.
С глубокой древности сакрализация правителей на Востоке и в Египте была
явлением
обычным, все цари Азии и фараоны Египта считали себя богами. Атталиды, например,
уподобляли себя олимпийским богам, а побежденных галлов - поверженным титанам.
Эти и другие традиции были заимствованы и римскими императорами, которые
учреждали культ своих родителей, жен и других родственников. Так что император
Август ничего особенно нового в создание собственного культа не внес.
Однако попытки римских императоров отождествлять себя с богами не всегда были
успешными. Это удавалось лишь немногим: например, Марк Антоний и Клеопатра
отождествляли себя с Дионисом и Афиной. Антоний выпускал собственные монеты со
своим изображением в образе Диониса, Секст Помпеи требовал, чтобы его почитали
в
образе Нептуна (это тоже нашло отражение в чеканке специальных монет), Август
предстанет на денариях в образе Аполлона, а Нерон на родос-
ских монетах поместил свое изображение в образе бога Гелиоса. А вот Юлий Цезарь
во время Галльской войны свой портрет на монетах не помещал, так как не имел на
это права. На монетах изображалась только голова богини Вене-
Сестерций императора Отона
15
ры, которая считалась покровительницей рода Юлиев, или сцена бегства царя Энея
из Трои.
Юлий Цезарь был обожествлен еще при жизни- в Риме и завоеванных провинциях ему
ставились статуи, в его честь устраивались игры, жрецы молились за его здоровье,
клятва именем Цезаря считалась священной и юридически действительной. Однако
право помещать свои портреты на монетах он получил от римского Сената только
незадолго до смерти.
Портреты римских императоров встречаются и на найденных медальонах - монетах
большого размера, хотя, по мнению некоторых исследователей, их нельзя отнести к
наградам, так как они скорее всего были лишь ходячей монетой. Другие же
исследователи полагают, что римские медальоны были тем же самым, что и наши
медали Сейчас в науке нет единой точки зрения на этот счет, так как надписи,
сделанные на таких медальонах, говорят столько же "за", сколько и "против"
каждого из двух этих мнений.
Иногда медальоны чеканились по повелению самих цезарей, а не Сената, которому
они поручали чеканить все другие монеты. Это подтверждается тем, что на них нет
букв "S С." - Senatus Consulto (по решению Сената). Однако медальоны могли быть
и пущенной в обращение монетой: между медальонами и монетами существует большое
сходство в изображениях на них и круговых надписях, и отличаются они друг от
друга только величиной, толщиной и весом, а также отсутствием или наличием на
оборотной стороне букв "S.C.".
Большой интерес в этом отношении представляет медальонообразный сестерций
римского императора Отона, о котором рассказал русский ученый В. Шугаевский.
Долгое время среди большинства нумизматов бытовало мнение, что Отон не
признавался Сенатом как император, так как был в его глазах лишь узурпатором.
|
|