|
потребовал обещанную девушку.
Тогда хозяин взял лук и застрелил коня. Потом снял с него шкуру и положил ее
сушиться во дворе. Когда дочь хозяина проходила через двор, конская шкура вдруг
подпрыгнула, обернулась вокруг тела девушки и взлетела с ней на дерево. Девушка
уменьшилась в размерах, превратилась в гусеницу-шелкопряда и начала тянуть
бесконечную шелковую нить.
Эта легенда объясняет, почему голова гусеницы шелкопряда несколько напоминает
лошадиную.
Впоследствии девушка стала божеством шелководства Цань-шень. Она подарила моток
шелковой пряжи богине грома Лэй-цау, и той так понравилась чудесная пряжа, из
которой можно было ткать прозрачную и невесомую ткань, что она начала разводить
шелкопрядов.
Небесная ткачиха Чжи-нюй работала не покладая рук. Но изредка она поглядывала
на
дальний, земной, берег Серебряной реки. Однажды Чжи-нюй увидела там пастуха Ню-
лана и полюбила его.
Отец разрешил ей выйти за пастуха замуж, и небесная ткачиха поселилась на земле.
Пастух Ню-лан был сиротой и долгое время жил в семье старшего брата, терпя
голод
и дурное обращение. Потом он построил собственный дом и стал жить
самостоятельно. Жадный брат из всего имущества выделил ему только старого вола.
В более позднем варианте мифа, напоминающем скорее народную сказку, знакомство
Ню-лана с невестой происходит в чисто сказочном ключе.
Однажды старый вол заговорил человеческим голосом и велел своему хозяину идти к
Серебряной реке,
БожествошелководстваЦань-шэнь. где по определенным дням купалась
Старинная китайская гравюра Чжи-нюй со своими сестрами.
КИТАЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
111
Ню-лан послушался вола и отправился к Серебряной реке. Когда небесная ткачиха и
ее сестры, раздевшись, вошли в воду, пастух спрятал одежду Чжи-нюй и вернул
лишь
в обмен на обещание стать его женой.
Выйдя замуж, Чжи-нюй родила двоихдетей и целиком погрузилась в домашние хлопоты.
Ей уже некогда было ткать облака из небесного шелка, она ткала одежду для мужа
и
детей из обычной пряжи.
Небесный правитель рассердился на дочь, забрал ее обратно на небо и, как прежде,
заставил ткать облака.
Ню-лан отправился следом за женой. Он надеялся переправиться через Серебряную
реку, попасть на небо и увести Чжи-нюй домой.
Но пастух не нашел Серебряной реки на прежнем месте - Тянь-ди поднял ее на небо.
Опечаленный вернулся Ню-лан домой. Там его встретил старый вол и сказал: "Когда
я умру, сними с меня шкуру и сделай из нее себе одежду. В ней ты сможешь
подняться на небо".
Вскоре вол умер. Ню-лан сшил себе одежду из воловьей шкуры, надел ее, посадил
своихдетей в две корзины и повесил корзины через плечо. Поскольку дочка была
младше и легче сына, Ню-лан в ее корзину положил для равновесия ковш. Затем он
оттолкнулся от земли к полетел на небо.
Ню-лан достиг берега Серебряной реки. Чжи-нюй стояла на другом берегу и
протягивала к нему руки. Но тут по воле небесного правителя воды Серебряной
реки
забурлили, и переправиться через нее стало невозможно.
Тогда дочка, сидевшая в корзине, протянула отцу ковш, и Ню-лан стал вычерпывать
реку.
Реки он не вычерпал, но решимость пастуха тронула небесного правителя, и он
разрешил Чжи-нюй встречаться с мужем один раз в год в седьмой день седьмого
месяца.
С тех пор каждый год к небесной Серебряной реке в этот день слетаются со всего
света птицы-сороки. Их хвосты образуют прочный мост, и на середине моста
встречаются Чжи-нюй и Ню-лан.
Пастух и Ткачиха стали звездами. Пастух - это звезды "бэта" и "гамма" из
созвездия Орла, Ткачиха - звезда "альфа" из созвездия Лиры. Они совсем близко,
но их разделяет Серебряная река - Млечный Путь.
Рядом с Пастухом -две маленькие звездочки -его дети.ачуть подальше - четыре
звезды, образующие ткацкий челнок.
Однажды Ткачиха написала мужу письмо и перебросила через Серебряную реку,
привязав к челноку. А Пастух привязал ответное письмо к пастушьему кнуту и
|
|