|
- одновременно податливой и неодолимой. Одним из основных принципов даосизма
было недеяние - уступчивость и покорность, в которых заключены истинная
мудрость
и сила. Даосы проповедывали возвращение к природе, к первоначальной чистоте и
неведению.
Философия даосизма включала в себя элементы мистики, и это мистическое
направление со временем превратилось в религию. В даосизме почитались не боги,
а
святые, достигшие бессмертия. Образы древних богов даосы переосмысливали в
соответствии со своим учением. Так, Хуан-ди они считали первым бессмертным и
покровителем даосизма.
Одновременно с даосизмом в начале нашей эры в Китай стал проникать из Индии
буддизм. В своих проповедях буддисты использовали традиционные китайские сюжеты,
происхождение буддийских персонажей стало связываться с китайскими героями.
К концу I тысячелетия нашей эры даосизм, буддизм и конфуцианство в народном
сознании стали сближаться между собой. В храмах того времени, особенно в
деревнях, могли находиться рядом изображения Будды, Конфуция и основателя
даосизмаЛао-цзы.
В середине века сложился сводный пантеон, в который входили древние боги,
даосские и буддийские святые и персонажи народных верований.
В этом пантеоне большое место принадлежало божествам, в ведении которых
находился обширный круг повседневных человеческих забот и обыденных
вещей.Такпоявилисьбоги-покровители различных профессий, боги, помогающие при
конкретных болезнях, боги общественных зданий и жилища (причем среди последних
были самостоятельные боги дверей, очага, постели и даже - богиня отхожего места
Цзы-гу).
Все эти божества стали героями народных рассказов и лубочных картинок,
популярных вплоть до XX века.
КИТАЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
101
СОТВОРЕНИЕ МИРА И ЛЮДЕЙ
Вначале Вселенная была подобна яйцу. В этом яйце зародился сам собой Пань-гу.
Долгое время спал Пань-гу непробудным сном. А проснувшись, увидел вокруг себя
тьму, и это его опечалило.
Тогда разломал Пань-гу скорлупу яйца и вышел наружу. Все, чтобыловяйце светлого
и чистого, поднялось наверх и стало небом, а все тяжелое и грубое опустилось
вниз и стало землей.
Крепко уперся Пань-гу ногами в землю, а руками - в небо, чтобы не смешались они
вновь в первобытный хаос.
Прошло восемнадцать тысяч лет. С каждым днем поднималось небо выше и выше,
земля
становилась прочнее и больше, а Пань-гу рос, продолжая удерживать небо на
вытянутых руках.
Наконец, небо стало таким высоким, а земля такой прочной, что они уже не могли
слиться воедино. Тогда Пань-гу опустил руки, лег на землю - и умер.
Его дыхание стало ветром и облаками, голос - громом, глаза - солнцем и луной,
кровь -реками, волосы -деревьями, кости -камнями.
В некоторых вариантах мифа говорится, что из паразитов, ползающих по телу Пань-
гу, получились люди. Но, как замечает один из исследователей китайской
мифологии, "эта версия ущемляла человеческую гордость и поэтому не получила
широкого распространения".
Гораздо чаще прародителями людей называют Фу-си и Нюй-ву - брата и сестру,
которые жили на священной горе Кунолунь и стали мужем и женой. Нюй-ва родила
некий бесформенный комок, разрезала его на мелкие кусочки и разбросала по всей
земле. Там, где они упали, появились люди. Так Фу-си и Нюй-ва произвели на свет
человечество.
На традиционных изображениях Фу-си и Нюй-ва представляются
полулюдьми-полузмеями
с переплетенными хвостами, что символизирует супружескую близость.
Однако о родственной и супружеской связи Фу-си и Нюй-вы говорится лишь в
относительно поздних сказаниях, возникших на рубеже нашей эры. В древности же
Фу-си и Нюй-ва были героями двух самостоятельных мифов, возникших в разных
областях древнего Китая.
Имя Фу-си, предположительно, означает "устроивший засаду на жертвенных
животных".
Фу-си родился в далекой, блаженной стране, до которой нельзя было добраться ни
по суше, ни морем, а можно было только мечтать о ней. Жители этой страны были
бессмертны, умели летать по воздуху, могли свободно ходить по воде и не сгорали
в огне.
Матерью Фу-си была бессмертная красавица Хусюй-ши. Однажды, гуляя по берегу
озера, она наступила на след, оставленный ногой бога грома Лэй-шеня,
забеременела и родила Фу-си.
Каким образом Фу-си произвел на свет людей, в мифах особо не оговаривается.
Скорее всего, это были просто его дети и внуки.
|
|