|
(Перевод В. Афанасьевой)
Игиги решили идти к самому Энлилю и требовать, чтобы он освободил их от
непосильного труда. Среди Игигов нашелся предводитель, который стал призывать к
более решительным мерам:
"Неправедно был назначен Энлиль! Его отменим, другого назначим!(...) Пойдем,
разыщем его жилище!"
Боги сожгли свои орудия труда - корзины и лопаты - и грозной толпой направились
кжилищу Энлиля. Недовольство превратилось в восстание.
Энлиль, завидев восставших, запер на засов ворота, вооружил слуг и послал за
подмогой к отцу всех богов, великому Ану.
Ану вместе с Энки явился к Энлилю, и три великих бога стали совещаться. Энлиль
предложил выслать навстречу восставшим вооруженную силу:
"Не должен ли я устроить сраженье?.. Подошла битва к моим воротам!"
Но Ану посоветовал не торопиться, а отправить кого-нибудь к Игигам для
переговоров, чтобы узнать, чего они хотят. Игиги ответили посланцу Энлиля:
16
100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД
ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ
17
"Все, как один, войну объявили!. Непосильное бремя нас убивает, Тяжектруд,
велики невзгоды!. Идем к Энлилю, несем наше слово!"
Получив такой ответ, Энлиль потребовал, чтобы Ану "показал свою силу", отыскал
зачинщика восстания и предал его смерти. Но Ану проникся жалостью к восставшим:
"За что мы к ним питаем злобу? Их труд тяжел, велики невзгоды"
И тогда Ану решил, что следует создать людей и переложить на них тяжкое бремя
труда, угнетающее богов. Позвали Великую Мать - повитуху богов Нинту, чтобы она
слепила из глины первых людей.
Процесс создания человека изображен в "Сказании об Атрахасисе" очень образно,
но
содержит много не всегда понятных ассоциаций и может иметь различные толкования.
Нинту сказала, что ей нужна особая глина, в которой объединилось бы божье и
человеческое начала.
Боги убили некоего Ве-Ила и на его крови замесили глину. "Ве-Ила" означает
"разум бога". Скорее всего, это символический образ. В представлении древних
вавилонян понятие "разум", "кровь" и "душа" были тесно взаимосвязаны. Душа
воспринималась ими как материальная субстанция, находящаяся в крови, и
обозначалась тем же словом, что и разум. Таким образом, глина, замешанная на
крови "разума бога", обретала божественную душу.
Впрочем, существует и другое, более конкретное толкование этого эпизода
"Сказания". Некоторые исследователи считают, что Ве-Ила был одним из Иги-гов,
зачинщиков восстания, а его убийство носило характер наказания и искупи-
тельнойжертвы.
Комментируя процесс создания человека, Нинту особо оговаривает "стуки сердца".
Возможно, именно стучащее сердце было признаком, отличающим человека от бога. В
оригинале стихотворный ритм этой части "Сказания" совпадает с ритмом биения
сердца.
Нинту разделила глину на четырнадцать частей и сделала семерых мужчин и семь
женщин. Она сказала богам:
"Вы приказали -
Я совершила,
Я вас избавила от работы,
Ваши корзины дала человеку".
Так появились люди - и стали работать на земле.
Загрубели руки от тяжелой работы.
Киркой и лопатой строили храмы,
Сооружали большие каналы
1 Шву и ш МП в р
11
к
Прошло двенадцать столетий, и "страна разрослась, расплодились люди" Их стало
так много, что производимый ими шум достиг неба и стал мешать отдыху богов.
Энлиль, дороживший своим покоем, решил уменьшить количество людей и наслал на
них "мор и болезни, чуму и язву".
В те времена мудрейшим среди людей был человек по имени Атрахасис, что означает
"весьма премудрый".
В городе, где он жил, все поклонялись воинственному Энлилю, Атрахасис же
превыше
всех богов чтил доброго Энки. И Энки благоволил к Атрахасису, нередко беседовал
с ним и давал наставления.
Когда насланный Энлилем мор стал губить людей, Атрахасис обратился к Энки:
"Господин мой, человечество стонет! Доколе, владыка, беда продлится9 Неужто
болезни даны нам навеки9"
Энки, бог воды
|
|