|
ИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
89
гоценности, оружие и колесницу, рабов и рабынь. Потом проиграл столицу и земли,
потом - всех своих братьев и, наконец, самого себя
Пандавы стали рабами Кауравов.
Коварный Дурьодхана предложил Юдхиштхире отыграться, поставив на кон жену
братьев, Драупади. Тот согласился - и проиграл.
Дурьодхана приказал привести Драупади и сорвать с нее царские одежды. Рыдая,
просилаДраупади защиты у своих пятерых мужей, ноони, став рабами, не смели за
нее вступиться. Тогда она воззвала к богам, и боги услышали ее мольбу: сколько
ни тянули слуги Куаравов одежду с Драупади, одежда только становилась длиннее.
Старому царю Дхритараштре стало стыдно за своих сыновей. Он приказал им
освободить Пандавов и Драупади, вернуть им все их богатства и земли и отпустить
с миром.
Но Дурьодхана сумел убедить отца, что опасно отпускать Пандавов, которые при
первом же случае отомстят за пережитое унижение. И тогда царь отправил Пандавов
на тринадцать лет в изгнание.
Пандавы покинули страну и поселились на чужбине. Они упрекали своего старшего
брата за несчастье, в которое тот их вверг, и призывали его идти войной на
Кауравов. Но Юдхиштхира говорил, что еще не настало время великой битвы и
сейчас
боги не пошлют им победы.
Прошло двенадцатьлет. В последний год своего изгнания Пандавы и Драупади под
видом простых слуг нанялись к одному из соседних царей, Витаре.
У царя Витары был полководец - могучий воин Кичака. Он влюбился в Драупади,
которую считал простой служанкой, и стал домагаться ее любви. Один из братьев
Пандавов, Бхимасена, защищая жену, убил Кичаку, и войско царя Витары осталось
без предводителя.
Узнав об этом, Кауравы напали на страну Витары, надеясь легко ее захватить. В
первом же бою царь Витара был ранен и почти все его войско перебито. Но тут в
бой вступили Пандавы - и прогнали врагов.
Пандавы стали собирать союзников, чтобы идти войной на Кауравов. Многие цари
встали на их сторону. Сам божественный Кришна привел им на помощь свое небесное
воинство.
В ожидании страшной битвы померкло солнце. Кровь выступила из-под земли, и воды
Ганга потекли вспять.
Юдхиштхира вознес молитву к богине-разрушительнице Друге, и она явилась перед
войсками. Это было знаком к началу битвы.
Битва продолжалась восемнадцать дней. Сражались не только люди, но и звери, и
птицы, и сами боги. Битва приобрела космические масштабы.
Историки считают, что реальным прообразом битвы Пандавов и Кауравов была битва
на равнине Курукшетре, где в X веке до н.э. столкнулись несколько крупнейших
государств, боровшихся за гегемонию в Индии.
Наконец, Пандавы и их союзники победили, войско Кауравов было уничтожено.
Дурьодхана, старший из Кауравов, позорно бежал и спрятался на дне озера, но
Пандав Бхимасена отыскал его, вызвал на единоборство и победил, нанеся ему
смертельную рану.
90
100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД
Из всего войска Кауравов в живых остались только три воина. Они задумали
бесчестную месть: ночью подкрались к лагерю Пандавов и под покровом темноты
перерезали спящих.
Но сами Пандавы в ту ночь отлучились из лагеря. Вернувшись утром, с ужасом
увидели они залитую кровью землю и бездыханные тела своих воинов. Пандавы
сложили погребальный костер из обломков боевых колесниц и с почестями предали
огню тела погибших.
Старый царь Дхритараштра, оплакав своих сыновей, решил удалиться от мира, уйти
в
леса, чтобы остаток своих дней посвятить уединенной молитве. Он передал царство
Пандавам, и они благополучно правили страной тридцать шесть лет.
А затем пришел и их черед покинуть мир. Чувствуя скорый конец, пятеро братьев
Пандавов и их жена Драупади облачились в одежды отшельников и отправились в
паломничество к священной горе Меру.
По пути скончалась Драупади и четверо братьев, и лишь старший, Юдхишт-хира,
достиг вершины горы и вступил в обитель богов.
История борьбы Пандавов и Кауравов является сюжетным стержнем "Ма-хабхараты",
но
по объему составляет лишь пятую ее часть. В поэму включены многочисленные
вставные повествования самого разного характера: лирическое сказание о Нале и
Дамаянти, религиозно-философский трактат "Бхагавад-гита" и др.
"Махабхарата" является поэтической энциклопедией мифологии, истории и философии
Индии.
РАМАЯНА
|
|