|
БИБЛЕЙСКИЕ СКАЗАНИЯ
81
Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой
между юношами. (...)
Положи меня, какпечать, на сердце свое, как перстень на руку твою: ибо крепка,
как смерть, любовь..."
Богословы пытались толковать "Песнь песней" аллегорически, как выражение любви
Христа к церкви или Бога к верующим.
Большинство современных исследователей считают, что "Песнь песней" была
включена
в состав Библии по ошибке и не имеет никакого отношения к царю Соломону, а
представляет собой цикл сирийских народных свадебных песен. Имена Соломон и
Суламита образованы от слова, означающего "благополучие", и являются условным
обозначением жениха и невесты (как "князь со княгинею" в русских свадебных
песнях).
Прусский консул в Дамасске И.Г. Вецштейн, наблюдавший сирийский свадебный обряд
в 70-х годах XIX века и впервые обративший внимание на сходство песен,
исполняемых на свадьбе с библейской "Песнью песней", писал: "Свадьбы
празднуются
главным образом в марте (...). Праздник устраивается на вольном воздухе - на
току, усеянном в то время полевыми цветами. Молодожены сидят на специально
возведенном престоле, а гости пляшут вокруг них и поют. (...) В пес -нях
воспевается телесная красота молодой пары".
Некоторые полагают, что царь Соломон первоначально носил какое-то другое имя, а
Соломоном назвался в честь персонажа народной песни.
ИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
83
ИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
В середине II тысячелетия до н.э. в долину Ганга пришли арийские племена. Они
принесли так называемую "ведическую культуру", их священными книгами были Веды,
что значит "Знание".
Веды содержат в себе повествования о богах, об устройстве Вселенной, о
сотворении мира.
В ведической мифологии почитались главным образом космические боги и боги
стихийных сил.
Древнейшие из них - богнеба Дьяус и богиня земли Притхиви. Первоначально они
были слиты воедино и представляли собой первобытный хаос, но бог Индра разделил
их и создал Вселенную.
Индра, бог-громовержец - верховное божество ведического пантеона. Его называют
"царь богов", "царь всей Вселенной".
Сурья - бог солнца. К нему обращались с молитвами о здоровье, богатстве,
процветании. Сурья представлялся в разных образах: в образе прекрасного юноши,
разъезжающего по небу на золотой колеснице, в образе всевидящего небесного ока
или в образе птицы.
В одном из мифов рассказывается, что Сурья родился в виде гладкого шара. Его
братья-боги решили придать ему человекообразную форму - и отсекли все лишнее.
Сурья стал прародителемлюдей, аиз отсеченных частей еготела были созданы слоны.
Вишну, Брахма, Лакшми на змее Шеше. Средневековый рисунок
Богом луны был Сома. Он покровительствовал растениям, поскольку считалось, что
их рост происходит под воздействием лунного света.
У Сомы было двадцать семьжен -созвездий лунного неба. Ноонвсем предпочитал одну
- прекрасную Рохини, а остальными пренебрегал. Обиженные жены пожаловались
своему отцу, богу Дакши, и он предал Сому проклятью. Сома начал худеть и
чахнуть, пока совсем не исчез. Без лунного света стали сохнуть на земле
растения, голодать травоядные животные.
Обеспокоенные боги попросили Дакши снять с Сомы проклятие. Тот послушался, и
Сома постепенно обрел свой прежний вид. Этот миф объясняет ежемесячное убывание
и прибывание луны.
Сома был также божеством священного напитка, приготовляемого из травы, которая
тоже называлась "сома". Благодаря этому напитку боги обретали бессмертие.
Агни - бог огня, домашнего очага, жертвенного костра. Он был посредником между
людьми и богами. Агни имел множество воплощений и ипостасей, иногда выступал в
качестве всеобъемлющего начала, пронизывающего все мироздание.
Одним из величайших богов ведического пантеона был Варуна-хранитель космических
вод, божество истины и справедливости. Он обладал таинственной колдовской силой
- майей. Варуна олицетворял собой мировой порядок и незыблемость высшего закона.
Ваю - бог ветра. Тысячеглазый и быстрый, как мысль, он заполнял собой все
воздушное пространство. С Ваюотождествлялосьжизненное дыхание - прана.
Особое место в ведической мифологии принадлежало Рудре - богу разрушительных
сил. Рудра обитал вдали от всех богов на вершине Гималаев. Его представляли в
виде дикого охотника, одетого в шкуры. Он был повелителем диких зверей. Рудра
|
|