|
убывала на протяжении нескольких месяцев. Ной, желая узнать, "убыла ли вода с
земли", открыл окно ковчега и выпустил сначала ворона, а потом голубя. Но обе
птицы вернулись в ковчег, не найдя "места покоя для ног своих". Семь дней
спустя
Ной снова выпустил голубя. Голубь опять вернулся, но в клюве он нес свежий
масличный лист, это означало, что где-то появилась суша. Через неделю Ной еще
раз выпустил голубя - и тот уже не вернулся.
"И открыл Ной кровлю ковчега, и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли".
Ктому времени с начала потопа прошел ровно год.
Ной вышел из ковчега и вывел всех, кто был с ним. Прежде всего, он воздвиг
алтарь и принес жертву Богу.
И Бог сказал:"Не буду больше проклинать землю за человека (...) и не буду
больше
поражать всего живущего, какЯ сделал. Впредь во все дни земли сеяние и жатва,
холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся". Бог благословил Ноя и
его сыновей как прародителей нового человечества и повелел им: "Плодитесь и
размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней".
В знак своего благоволения к людям Бог установил между небом и землей
семицветную радугу, сказав: "И будетрадуга Моя в облаке, и Я увижу ее и вспомню
завет вечный между Богом и между землею, и между всякою душою живою во всякой
плоти, которая на земле".
Историчность сказания о потопе не подлежит сомнению, но предположения о
масштабах катастрофы весьма различны. Ученые-материалисты считают, что
наводнение происходило на ограниченной, хотя и достаточно обширной территории.
В
Месопотамии -долине между реками Тигр и Евфрат - археологи обнаружили следы
поселений, занесенные трехметровым слоем ила. Расчеты показали, что для того,
чтобы нанести такой слой ила, вода должна была подняться на высоту почти восьми
метров и покрыть всю Месопотамию. Местным жителям такая катастрофа, конечно же,
представлялась всемирной.
Ученые-богословыутверждают, что потоп, как и сказано в Библии, распространился
на весь мир. В качестве подтверждения своего мнения они приводят случаи
необъяснимых иначе нахо-докморскихраковин на горных верши-
Нойвыпускаетголубяизковчега. нах> а также следов растений, произра-
Мозаика концаXII- началаХШв. ставших в Индии и Южной Америке, Венеция.
Собор Сан-Марко на камнях Германии, остовов слона и
БИБЛЕЙСКИЕ СКАЗАНИЯ
55
носорога - в Сибири. В XIX веке один из церковных иерархов писал: "Подобные
следы потопа видимы во многих местах к изумлению неверующих".
Сказание о потопе встречается в мифах народов всего мира, но наиболее ранний
вариант возник в Месопотамии.
Ной и его сыновья начали обустраивать землю. По традиции Ною приписывается
изобретение земледельческих орудий - серпа и плуга, а также освоение
виноградорства и виноделия.
Однажды Ной, перепив вина, голый спал в своем шатре. Один из его сыновей, по
имени Хам, увидев отца в столь непотребном виде, стал смеяться над ним, но двое
других сыновей, Сим и Иафет, осудили неуместную веселость брата, взяли одежду и
"пошли задом, и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они
не видели наготы отца своего".
Проспавшись, Ной узнал о поведении своих сыновей - и благословил Сима и Иафета,
а Хама проклял, сказав, что его потомки будут рабами потомков его братьев.
ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ
Потомки Ноя составляли один народ и говорили на одном языке. Они населяли
долину
Сеннаар в бассейне рек Тигр и Евфрат.
"И сказали они: построим себе город и башню высотою до небес, и сделаем себе
имя".
Люди наделали множество кирпичей из обожженной глины и принялись за
строительство.
Но Господь счел их намерение гордыней и сделал так, что они начали говорить на
разных языках и перестали понимать друг друга.
Город и башня остались недостроенными, а потомки Ноя расселились по разным
землям, образовав разные народы.
Потомки Иафета пошли на север и населили Европу, потомки Сима остались в Юго-
Западной Азии, потомки Хама направились к югу и поселились в южной части Азии и
в Африке, а потомки его сына Ханаана заселили Палестину, отчего она получила
название земли Ханаанской.
Недостроенный город был назван Вавилоном, что, какутверждает Библия, означает
"смешение": "ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их
Господь
по всей земле". Вавилонский зиккурат
' >1
|
|