|
творение было бы чудовищно и был бы прав Вольтер, назвавший нашу планету
клоакой вселенной – плохой каламбур, который выражает нелепость или не выражает
ничего, кроме прилива писательской желчи. Есть счастье, есть много счастья, так
повторяю я еще и теперь, когда знаю его лишь по воспоминаниям».
При расставании Клементина рыдала и падала в обморок. Чувствовал ли тогда
Казанова, что, прощаясь с ней, он прощается со своим последним счастьем.
Венецианку Марколину он взял мимоходом почти что с улицы. Разлука с ней вызвала
в нем небывалые переживания. «Я не могу и отказываюсь передать страдание,
которое причинил мне ее отъезд. Еще накануне я был рад этой разлуке по многим
причинам. В минуту отъезда я почувствовал, что мое желание освободиться от
Марколины слабеет. Но когда я остался один – какая пустота, какое отчаяние!..
Поверхностный читатель, пожалуй, не поверит, когда я скажу, что остался стоять
без движения, охваченный тоской и в таком забвении всего, что не знал, как
найти дорогу. Я вскочил на лошадь и, шпоря ее изо всех сил, предался дороге с
отчаянным решением загнать лошадь или сломать себе шею. Таким образом я сделал
восемнадцать лье в пять часов».
И затем Лондон. «Какое одиночество, какая затерянность… Лондон – это
самое последнее место на земле, где можно жить, когда невесело на душе». Там
Казанова встретил не любимую женщинудруга, а опаснейшую хищницу. Француженке
из Безансона, носившей фамилию Шарпильон, суждено было сделаться злейшим врагом
Казановы. «Итак, в Лондоне, земную жизнь пройдя до половины, как сказал старый
Данте, любовь самым наглым образом насмеялась надо мной».
Какая необыкновенная и дикая была эта любовь! Эту женщину Казанова
полюбил с первого взгляда. Она состояла из хитрости, каприза, холодного расчета
и легкомыслия, смешанных самым удивительным образом. Она разорила его до нитки
и довела до тюрьмы. Однажды она чуть не задушила его, другой раз Казанова нанес
ей тяжкие побои. В Ричмонде, в парке, он бросился на нее с кинжалом. Они были
то друзья, то враги. Но вот последнее унижение: Казанова застал ее на свидании
с молодым парикмахером. В совершенном исступлении он крушит все, что попадалось
ему под руку. Шарпильон едва успела спастись. Потом она болела. Казанове
сообщили, что она при смерти. «Тогда я был охвачен ужасным желанием покончить с
собой. Я пришел к себе и сделал завещание в пользу Брагадина. Затем я взял
пистолет и направился к Темзе с твердым намерением раздробить себе череп на
парапете моста». Встреча с неким Эдгаром спасла ему жизнь. Как всегда повинуясь
судьбе, Казанова пошел за ним, и эта ночь кончилась оргией. А на другой день он
встретил Шарпильон на балу среди танцующих. «Волосы зашевелились у меня на
голове, и я почувствовал ужасную боль в ногах. Эдгар рассказывал мне потом, что
при виде моей бледности он подумал, что я сейчас упаду в эпилептическом
припадке. В мгновение ока я растолкал зрителей и направился прямо к ней. Я стал
ей чтото говорить, что – я не помню. Она убежала в страхе». Это было последним
свиданием Казановы с Шарпильон…
После смерти Казанова стал героем многочисленных литературных
произведений, а затем и кинофильмов. Великий итальянский режиссер Федерико
Феллини показал в своем фильме (1976) одаренного человека, который тщетно
пытается применить свои таланты, но в этой среде востребована только его
сексуальная энергия…
Из реального человека прославленный авантюрист и любовник превратился в
миф.
ЛЮДОВИК XIV
(1638–1715)
Французский король (с 1643), из династии Бурбонов, сын Людовика XIII и
Анны Австрийской. Его правление – апогей французского абсолютизма. Вел
многочисленные войны – Деволюционную (1667–1668), за Испанское наследство
(1701–1714) и др. К концу его правления у Франции было до 2 миллиардов ливров
долга, король ввел огромные налоги, что вызывало народное недовольство.
Людовику XIV приписывается изречение: «Государство – это я».
Людовику XIV словно на роду было написано быть баловнем судьбы. Само
рождение его, после двадцати лет супружеской жизни родителей, могло служить
хорошим знаком. В пятилетнем возрасте он стал наследником прекраснейшего и
могущественнейшего из престолов Европы. Людовика XIV называли КоролемСолнцем.
Красавец с темными локонами, правильными чертами цветущего лица, изящными
манерами, величественной осанкой, к тому же повелитель великой страны, он
действительно производил неотразимое впечатление. Могли ли женщины не любить
его?
Первый урок любви ему преподала главная камеристка королевы мадам де Бове,
в молодости бывшая изрядной распутницей. Однажды она подстерегла короля и
увлекла его в свою комнату. Людовику XIV было пятнадцать лет, мадам де Бове –
сорок два…
Все последующие дни восхищенный король проводил у камеристки. Затем он
пожелал разнообразия и, как говорил философ СенСимон, «все ему годились, лишь
бы были женщины».
Он начал с дам, желавших получить его девственность, а потом приступил к
методичному завоеванию фрейлин, живших при дворе под надзором мадам де Навай.
Каждую ночь – один или в компании друзей – Людовик XIV отправлялся к этим
девушкам, дабы вкусить здоровое наслаждение физической любви с первой же
фрейлиной, которая попадалась ему под руку.
Естественно, об этих ночных визитах в конце концов стало известно мадам
|
|