|
там получил прискорбное известие: колумбийские власти закрыли его газету за
либеральную направленность. Он остался без работы, хорошо еще, что редакция
выслала ему деньги на обратный путь. Но Гарсиа Маркес решил остаться в Париже,
на эти деньги он снял комнатушку в Латинском квартале и уселся за пишущую
машинку. Там и появилась повесть «Полковнику никто не пишет» (1958) – история
офицера, участника гражданской войны, который годами ждет получения своих
наград и пенсий.
Ее писатель переделывал девять раз. Но в итоге добился, чего хотел:
маленькая повесть по своей емкости и лаконичности, по сдержанной силе и
психологической глубине почти не имела себе равных не только в колумбийской, но,
пожалуй, и во всей латиноамериканской прозе.
Как отмечает В. Столбов: «Писателя интересовало не «составление списков
мертвецов», а изучение психологических последствий насилия, атмосфера недоверия,
неуверенности, разобщенности, атмосфера одиночества, окутавшая страну. Тяжкое
бремя одиночества в повестях несут и победители, и побежденные: и отставной
полковник, у которого убили сына, распространявшего нелегальную литературу
(«Полковнику никто не пишет»), и алькальд, полновластный властитель городка
(«Недобрый час», 1962). Однако повести Гарсиа Маркеса не пессимистичны. Его
герои наделены нравственной стойкостью и спасительной силой иронии, которая
помогает им сохранить свое достоинство. В горьких сумерках поражения виден
просвет. Борьба продолжается, побежденные поднимаются и собираются с силами для
нового удара».
В 1958 году Гарсиа Маркес женился на своей давней подруге, дочке аптекаря,
Мерседес Барча, и у них родились двое детей. После победы кубинской революции
в 1959 году Маркес стал одним из основателей кубинского агентства печати
«Пренса Латина» в Боготе. В течение двух лет он поддерживал Кастро как
публицист, но в 1961 году изза политических разногласий вышел из состава
агентства. Маркес перебрался в Мексику и начал писать сценарии.
С 1964 года Гарсиа Маркес подолгу жил в Испании. Все это время в сознании
писателя шла напряженная внутренняя работа, которая принесла долгожданные
плоды: в 1965 году он начал писать роман «Сто лет одиночества». По его словам,
это было настоящее озарение – «роман предстал мне настолько готовым, что я,
казалось, мог тут же начать диктовать машинистке первую главу».
Решение было принято немедленно: Гарсиа Маркес отказался от всех
договоров и контрактов, продал автомобиль и, возложив все заботы о пропитании,
доме, детях на плечи жены, заперся в своем кабинете. Добровольное заточение
продолжалось восемнадцать месяцев. Воплощение созревшего замысла потребовало
каторжного труда.
От первоначального замысла остался только один образ. «Истоком моих
произведений всегда служит простой образ, – объясняет писатель. – Изначальные
образы – единственное, что для меня важно. Все остальное только упорный
каждодневный труд. Все, что долгое время я знал о романе «Сто лет одиночества»,
был образ старика, который привел мальчика посмотреть на лед, выставленный как
цирковая диковина». Этот старик – полковник Николас Маркес, мальчик – его внук
Габо.
Как пишет В. Столбов: «Габриэль Гарсиа Маркес не ставит себе целью дать в
художественной форме историю гражданских войн в Колумбии. Писателя интересует
психологический аспект событий, переданный им в развитии образа Аурелиано
Буэндиа, ставшего прославленным полководцем. Неправедная война опустошила душу
Аурелиано, вытравила из нее все человеческие чувства, кроме непомерного
честолюбия, страстной жажды власти. Превратившись в жестокого диктатора,
снедаемого внутренним холодом, отделившегося от всего человечества кругом
радиусом в три метра, он потерял привязанность к семье и любовь к родине,
воплощенной для него в Макондо, отказался от своих юношеских иллюзий».
В 1967 году роман «Сто лет одиночества» увидел свет в БуэносАйресе. Ее
тираж в 8 тысяч экземпляров разошелся мгновенно, то же самое произошло со
вторым и последующими изданиями, число которых за пять лет превысило три
десятка. За три с половиной года тираж романа только в Латинской Америке
составил полмиллиона экземпляров, хотя вышедшие до этого пять книг Гарсиа
Маркеса большого успеха не имели.
Роман «Сто лет одиночества» был переведен на основные языки мира, в том
числе на русский, и завоевал мировую известность.
Колумбийский критик А. Дельгадо еще в 1968 году писал: «Впервые в истории
нашей словесности колумбийский роман выдвинулся в ряд общечеловеческих
культурных ценностей как подлинно национальное, народное произведение». Да и
сам автор говорил, что его сочинение «колумбийский роман»: «В какой бы точке
земного шара я ни писал роман, все равно этот роман будет колумбийским романом,
хотя все, что содействует прогрессу Колумбии, содействует и прогрессу
человечества».
В 1975 году появился еще один роман Гарсиа Маркеса – «Осень патриарха».
Гарсиа Маркес не раз говорил, что у карикатурного героя его романа –
венесуэльский прототип, Хуан Висенте Гомес. Его правление длилось 27 лет, он не
любил Каракаса и управлял страной – то впрямую, то через подставных лиц – из
своего скотоводческого ранчо, все руководящие посты раздал бесчисленной родне и,
не особо таясь, брал взятки за предоставление прав на нефтедобычу. Тайная
полиция делала, что хотела, в стране царил террор.
В «Осени патриарха» страна не названа, диктатор продает не нефть, а
Карибское море, он влюблен в 16летнюю королеву красоты, да и зверства его
доведены до абсурда, и все же патриарх, генерал Никанор Альварадо, – это Гомес.
Писатель считал этот роман своим высшим достижением: «Если говорить о
|
|