|
кричать, кричать до конца дней моих».
Вернувшись на родину, Неруда опубликовал книгу стихов «Испания в сердце»
(1937), а в 1939 году отправился в Париж, чтобы помочь испанским беженцам
уехать в Чили.
С 1940 года Неруда – консул в Мехико. Отсюда он всеми силами помогал
советскому народу в борьбе против гитлеровских захватчиков. Он считает: «Любое
произведение, которое в наши дни, когда угроза нависла над всем миром, не
служит делу свободы, – это предательство. Каждая книга должна стать пулей…»
Свои чувства любви к легендарному городу, героизму советского народа поэт
выразил осенью 1942 года в знаменитой поэме «Песнь любви Сталинграду».
В марте 1945 года Неруду избрали в чилийский сенат, а в июле того же года
он стал членом Коммунистической партии Чили. На президентских выборах 1946 года
по поручению партии Неруда возглавил избирательную кампанию Гонсалеса,
кандидата Демократического альянса. Однако, добившись победы, новый президент
изменил обещаниям, и в 1947 году реакция перешла в открытое наступление.
Тогда яростно и горячо прозвучал голос протеста Неруды. В январе 1948
года он произнес с трибуны сената гневную речь, вошедшую в историю Чили под
названием «Я обвиняю». После этого он был вынужден уйти в подполье. В эти
тяжелые дни – в феврале 1949 года – Неруда закончил свою знаменитую книгу
«Всеобщей песни».
Ее замысел возник у поэта еще в военные годы. А решающей оказалась его
поездка в 1943 году в Перу к развалинам инкского города МачуПикчу: «Я не мог
больше отделить себя от этих сооружений. Я понимал, что раз уж мы ступали по
одной и той же, доставшейся нам в наследство, земле, то, значит, мы в какойто
мере должны быть причастны к этим благородным усилиям народов Латинской
Америки… Я думал о древнем человеке Американского континента. И битвы древности
представились мне в живой связи с борьбою сегодняшней. Так у меня зародилась
мысль написать «Всеобщую песнь» Америки».
«Книга «Всеобщая песнь» занимает исключительное место не только в
творчестве Пабло Неруды, но и во всей мировой поэзии XX века, – отмечает Л.
Осповат. – Ее называют художественной энциклопедией Латинской Америки,
поэтической летописью континента, усматривают в ней черты современного
народногероического эпоса. В сущности, это целый мир с лесами, реками,
вулканами, со зверями и птицами, с народами, идущими через столетия навстречу
будущему, с завоевателями, тиранами и героями; мир истории и актуальнейшей
«злобы дня», высоких чувств и мучительных размышлений, пламенных идей,
подымающих на борьбу угнетенные массы, и едва уловимых движений единственного
человеческого сердца».
Вскоре после окончания «Всеобщей песни» Неруда был вынужден покинуть
родину. Он много ездит по странам Европы и Азии, выступая на митингах и
конгрессах. В июне 1949 года Неруда впервые приехал в Советский Союз.
Впоследствии он бывал в нашей стране не раз. Впечатления от этих многочисленных
поездок и встреч вылились в лирический дневник поэта, названный «Виноградники и
ветер» (1954).
В августе 1952 года Неруда вернулся в Сантьяго. В аэропорту его встретили
восторженные жители чилийской столицы. Начался новый этап в его творчестве,
отраженный в большом цикле «Оды изначальным вещам», его составили три книги,
вышедшие с 1954 по 1957 год. В своеобразном комментарии к этому циклу Неруда
говорил: «Я – поэт, занятый углубленнейшим созерцанием мира, я думал, что моя
слабая и своенравная поэзия призвана разорвать магический круг, в котором
замкнуты стекло, дерево и камень…»
В следующем сочинении «Книге сумасбродств» (1958) намеченное новое
отношение к миру приобрело еще более отчетливый характер. Неруда признался, что
испытывал «особого рода усталость» – он устал от обывательской морали, от
житейского однообразия, от прописных истин и казенной мертвечины,
увековечивающей себя в памятниках и монументах.
Новая книга Неруды «Песня о подвиге» (1960) посвящена героям Кубы и
борьбе всех народов Карибского бассейна. А героиней следующей книги «Сто
советов о любви» стала жена и возлюбленная поэта, медноволосая Матильда.
«Поэтическое освоение необъятного мира, развернувшееся в «Одах
изначальным вещам», продолжается в книгах «Плаванья в возвращения» и
«Неограниченные полномочия» (1962) – считает Л. Осповат. – В сущности, ту же
задачу ставит Неруда перед собой и в сборниках стихотворений «Камни Чили»
(1961) и «Птицы Чили» (1966), однако решает ее каждый раз поиному. В мертвых
камнях его воображение угадывает образы людей и животных, сгустки человеческого
опыта, конечный итог превращений вечной материи. А птицы, в изображении которых
зоркость естествоиспытателя соперничает с безудержной фантазией поэта,
воплощают жизнь, окрыленную искусством; Неруда учится у них «правде полета»».
В пяти книгах поэтического цикла «Мемориал Черного острова» (1964) поэт
вспоминает и вновь переживает события детства и юности. Книга «Все еще» (1969)
еще одно признание в любви к родной земле. Еще одно сочинение 1969 года –
«Светопреставление» – напряженные раздумья поэта о современном мире.
После победы в 1970 году на выборах Народного единства, Неруда два года
проводит на посту посла республики во Франции. Здесь в октябре 1971 года он
узнал о присуждении ему Нобелевской премии по литературе.
В своей речи в Стокгольме поэт сказал: «Каждое мое стихотворение
стремится стать осязаемым предметом, каждая моя поэма старается быть полезным
инструментом в работе, каждая моя песнь – знак единения в пространстве, где
сходятся все пути… верю, что долг поэта повелевает мне родниться не только с
розой и симметрией, с восторженной любовью и безмерной тоской, но и с суровыми
|
|