|
года после долгих переговоров с властями главный редактор «Нового мира»
Твардовский получил разрешение Хрущева и напечатал в своем журнале этот рассказ,
снабженный коротким предисловием. «Иван Денисович» быстро принес автору
известность.
Солженицын, основываясь на собственном опыте, описал один день из жизни
заключенного трудового лагеря. Действие, естественно, происходит еще в
сталинское время, а повествование ведется простым и доступным языком. Но
известность автору принесли не столько литературные достоинства произведения,
сколько то, что Солженицын написал, наконец, чтото достоверное, описал жизнь
реальную, не идеологизированную. Это была правда, о которой до этого момента
говорить было просто не принято. А он заговорил! Книга стала настоящей
сенсацией в политических кругах, а, кроме того, еще и вызвала к жизни
стремление к правде. Солженицын, что называется, «открыл шлюз».
Весть об этой публикации облетает весь мир. Солженицын сразу стал
знаменитостью. Его представляют Хрущеву на одном из кремлевских приемов. В
декабре «Правда» публикует отрывок из рассказа «Случай на станции Кочетовка». В
следующем году в «Новом мире» напечатаны «Матренин двор» и «Случай на станции
Кочетовка».
Поощряемый вниманием исполинской читательской аудитории, Солженицын
пережил небывалый творческий подъем – начал «непомерно много сразу»: «Архипелаг
ГУЛАГ», «Раковый корпус», роман о революции 1917 года. Однако вскоре его работы
перестали публиковаться и новые книги стали появляться лишь в самиздате.
На Четвертом съезде Союза писателей СССР Солженицын обратился к делегатам
с открытым письмом, в котором обличает вред цензуры, а также преследования,
направленные против него лично. «Я предлагаю Съезду принять требование и
добиться упразднения всякой – явной или скрытой – цензуры над художественными
произведениями, освободить издательства от повинности получать разрешение на
каждый печатный лист».
Можно утверждать, что именно с этих пор, с мая 1967 года, началась
открытая и беспощадная борьба писателя Солженицына против советской власти. Он
записывал главные эпизоды этой борьбы в «очерках литературной жизни», которые
получила название «Бодался теленок с дубом».
В 1968 году его книги «Раковый корпус» и «В круге первом» выходили за
границей. На вторжение в Чехословакию Солженицын написал листовку в
герценовском духе: «Стыдно быть советским!», но отказался от мысли ее
напечатать, чтобы не подставить под удар «Архипелаг». «Надо горло поберечь для
главного крика. Уже недолго осталось». В декабре Солженицын узнает, что ему
присуждена в Париже премия «За лучший иностранный роман».
В том же году Александр Исаевич познакомился с Натальей Светловой,
московским математиком, очень активной женщиной, довольно известной в кругу
диссидентов. Летом 1969 года они путешествовали вместе по северной России.
Солженицын жил с ней в фактическом браке (пытался получить развод от первой
жены). Вскоре родился первый сын – Ермолай. 1972 год отмечен рождением второго
сына – Игната. Третий их сын – Степан родился в сентябре 1973 года.
Прописка в Рязани, где жила Решетовская, была потеряна, а московской
прописки писатель не получил. Александр Исаевич нашел приют у известного
виолончелиста Мстислава Ростроповича в подмосковном дачном поселке Жуковка.
В 1970 году Солженицыну была присуждена Нобелевская премия по литературе,
но он отказался ее принять по весьма прозаической причине. Если бы он выехал из
страны с такой «меркантильной» целью, его бы просто не впустили обратно.
В 1971 году в Париже вышла на русском языке первая часть исторической
эпопеи – «Август Четырнадцатого». И вот, наконец, в 1973 году там же вышла в
свет первая часть знаменитого «Архипелага».
Огромный архив Солженицына, его личные воспоминания, записи и дневники
легли в основу художественного исследования «Архипелаг ГУЛАГ».
«Жанр произведения уникален, – отмечается в книге «Великие писатели XX
века». – В этом полудокументальном, полухудожественном повествовании воссозданы
история, идеология, философия, психология, быт карательных органов СССР,
подобраны веские аргументы, потрясающие основу советской системы. Механизм
уничтожения человека органами НКВД описан от самого начала (ночного ареста) до
конца (погребения на тюремном кладбище). Художественный мир этого главного
произведения Солженицына – огромный лагерь, подобно чудовищному спруту
раскинувший свои щупальца по всей территории сверхдержавы СССР, метафорически
названный «архипелагом».
Произведения, посвященные лагерной теме, создавались задолго до
Солженицына. Например, белорусский писатель Франтишек Алехнович опубликовал
свои воспоминания о пребывании на Соловках («В когтях ГПУ») еще в 1937 году, и
книга была переведена на семь языков. Однако повествование Солженицына
выделяется исчерпывающей полнотой и может считаться настоящей энциклопедией
лагерной жизни. Следует отметить и тотальный сарказм автора, отрицающего в
советской системе все, даже широко признанные ее достижения».
«Архипелаг ГУЛАГ» представляет собой попытку собрать воедино все, что
известно о системе тюрем и лагерей, созданной после прихода к власти
большевиков в 1917 году. Могло ли это понравиться властям, даже если учесть,
что основной «пользователь» этих лагерей, товарищ Сталин, уже давно почил с
миром. Сразу же после публикации на Солженицына набросилась, навалилась
советская пресса. На Западе же интерес как к личности Солженицына, так и к его
произведениям вспыхнул с новой силой.
В январе 1974 года кампания по травле Солженицына в советской прессе
достигла неслыханного накала. 13 февраля его арестовали и заключили в
|
|